Шаблоны Joomla здесь

Отдание праздника Пасхи

Христос воскресе!

Господь сказал: "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света". И в другом месте: "Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века". Он с нами пребывает - с теми, кто принадлежит к Церкви. Господь принес огонь на землю, свет, и Он страдал, чтобы этот свет разгорелся в сердцах людей. А сказанное Господом "доколе свет с вами" означает, что можно так жить, что света с нами не будет. Человек сам из своей души изгоняет свет, и тогда тьма заполняет все его существование.

Почему же один пытается войти в свет, а другой, наоборот, его в себе гасит? Потому что он не верует настолько, чтобы идти путем Христовым.

А что значит "будете сынами света"? Можно быть сыном какого-то существа, и свет - это есть Сам Бог. Если мы будем веровать в свет и по нему жить, мы будем сынами света, то есть сынами Бога. Если мы будем исполнять заповеди Христовы, то станем наследниками Бога, Его сыновьями, то есть сделаемся уже Богу не чужими, а сродниками. И это наше сродство осуществляется через Иисуса Христа. Человек становится со Христом одним телом. А Тело Христово - это есть Святая Церковь. Когда человек причастен Телу Христову, причастен Церкви, он причастен Сыну Божию, он срастворяется с Ним и тем самым усыновляется Отцу, становится сыном Божиим.

Далее в Евангелии сказано: "Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем". Впрочем, в Евангелии повествуется, что многие из начальников "уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию".

Какие возникают препятствия на пути человека к тому, чтобы ему стать сыном света? Во-первых, окаменение собственного сердца, ослепление душевных глаз и глухота духовная. Почему это бывает? Потому что человек вместо того, чтобы творить заповеди Божии, творит беззаконие. Господь дал нам вполне определенные заповеди, поскольку мы потеряли в сердце своем свидетельство об истине и нам понадобился теперь закон: вот это делай, вот это не делай. Вот так поступай - будешь блажен; а вот это не делай, потому что будешь смертен. Сами мы не понимаем, что нам делать, как нам быть. И надо нам учиться этому, потому что, пытаясь исполнять заповедь Божию, даже не понимая ее, мы постепенно как бы промываем свои глаза и очищаем свои уши для того, чтобы нам слышать слово Божие и видеть свет, исходящий от Пресвятой Троицы. Очищение нашего сердца и возможность его принять свет зависит от нашего покаяния, то есть исправления жизни по заповедям.

Есть и другое препятствие: многие веруют, но людей боятся. Вот как некоторые начальники иудейские уверовали, но в то же время не хотели и от синагоги быть отлученными. Они думали, что если вольются в Церковь Божию, то, значит, молва будет распускаться, а иудеи в большинстве своем ненавидели Христа, ненавидели нарождающуюся Церковь. Так же и у нас многие в Бога-то веруют, все признают, а в церковь ходить боятся: вроде все некогда, да что люди подумают. То есть что о нем люди скажут, для человека важнее того, что о нем скажет Церковь. Не угодить Богу человек не боится, а боится не угодить людям, и получается, что человекоугодие заменяет ему истинное богопочитание.

"Иисус же возгласил и сказал (то есть Он не просто повествовал, а это был возглас души Его): верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир". Первое пришествие Христово совершено было Им для того, чтобы спасти людей. И во всеуслышание Господь заявил, что каждый, кто соединится со Христом через Святую Церковь, будет Сыном Божиим и наследует Царство Божие и вечное блаженство. Но это благовествование, эту благую весть, оказывается, нужно еще услышать, причем услышать ушами души.

При общении с нашими детьми мы часто замечаем: говоришь ему: "Ваня, не ходи туда!" - а он все равно идет. Значит ли это, что он глухой? Нет, не значит. А почему же он пошел? Потому что ушами-то тела он услышал, что ему мама сказала, а ушами сердца своего не принял это повеление. Вот так и Господь к нам обращается через Свои заповеди: "Васенька, не делай этого. Петенька, не пей. Наденька, не ругайся". Не завидуй, не прелюбодействуй, не кради, не мучь другого, чти отца и мать - это заповеди Ветхого Завета. А заповеди Нового Завета: будь смирен, кроток, люби врагов своих. Господь к этому нас призывает, и ушами-то мы слышим, но не принимает Его слова наше сердце. Вот Господь говорит: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем". Человек это услышал, выходит из храма, а у него какие-то тяжелые обстоятельства дома или кто-то на него напал. И вместо того, чтобы смириться, он начинает огрызаться, на обидящего набрасываться; затевается какая-то свара, ругань. Значит, телом-то, ушами телесными, он слышал, а ушами души - нет.

Это происходит от того, что нету в сердце покаяния, нет ощущения своей греховности. Поэтому можно в храме стоять и год, и два, и сорок лет, и пятьдесят, и шестьдесят - и ни на каплю, ни на йоту к Богу не приблизиться. Можно попусту класть поклоны, можно на сотни рублей свечей покупать, и все это окажется как мертвому припарки - до тех пор, пока не будет в сердце покаяния, пока не будет в сердце сокрушения о ежедневно содеянных грехах. Тогда глаза души и уши души раскроются; тогда мы услышим Господа; тогда слова Евангелия, заповеди Божии проникнут в наше сердце. В противном случае можно, конечно, заставить человека в храме себя прилично вести. Например, сказать: будешь еще разговаривать - выйдешь отсюда. Ну, на полчаса он замолчит, а потом немножко забудется - опять начнет разговаривать. Почему так? почему нет благоговейного поведения? Потому что человек не понимает, что он находится не на складе, и не в хранилище зерна, и не еще где-то, а он находится в храме Божием, где присутствует Господь наш Иисус Христос; где присутствуют все силы небесные и устрашаются; где Матерь Божия и все угодники Божии стоят со страхом и трепетом... А человек деньги считает, он чего-то суетится, кого-то толкает, разговаривает. Сердце грубое, не чувствует, где человек пребывает.

В таком огрублении сердца можно пребывать десятилетиями, и ничего не произойдет. Не проникает свет сквозь эту корку, которая окаменила сердце,- и душа поэтому впотьмах. Вроде и службу знаю, и "Отче наш" выучил, и Евангелие много раз читал, и все в порядке, но не воспринимает сердце. Поэтому недоступен такому человеку Бог, и не может быть он Им усыновлен, потому что телом он принадлежит Богу, а душой своей не Богу принадлежит, а чему-то еще. Наше тело умрет и останется на земле, а именно душа должна пойти к Богу. Но душа, которая покрыта каменной коростой, не может к Богу взойти, потому что этот камень ее тянет на дно, в преисподнюю. Поэтому невозможно ей внити в Царствие Божие.

Царствие Божие есть Царство света. Возьмем деревянный ящик, выкрасим внутри черной краской и забьем. Что будет в нем? Темнота. И этот ящик, полный темноты, принесем в светлую комнату и раскроем. Мы увидим, что там никакой темноты уже нет, ящик полон света. Значит, темнота исчезла. Вот почему не может темная душа в Царствие Божие войти - потому что ей придется там исчезнуть. Поэтому прежде, чем войти в Царствие Божие, нужно душу свою наполнить светом. Свет сродни свету. Поэтому если мы станем сынами света, то и внидем в Царствие Божие.

Господь пришел не судить нас, а спасти. Он хочет всем нам даровать свет, научить нас вот этой светлой жизни, чтобы мы жили не впотьмах. И нужно постоянно трудиться над своей душой, постоянно возделывать, постоянно, кусочек за кусочком, от этого камня откалывать, чтоб пробить хотя бы маленькую брешь в толстой стене наших грехов, через которую свет сможет проникнуть в наше сердце - маленький сначала лучик. А когда свет воссиял, уже легче, уже мы видим, и можно это окошко расширять. А потом, может быть, мы совсем, по милости Божией, ту темницу, в которой заключена наша душа, разрушим. Поэтому каждый день, каждый час нам нужно стараться бороться со своим грехом. В противном случае наша жизнь пройдет бесполезно, наше хождение в храм окажется бесполезным, и все, что мы совершаем на земле, будет бесполезно. Аминь.










Проповедь в праздник Вознесения Господня
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Праздник этот – один из самых ранних, который появился в православном календаре и он самый первый праздновался учениками Христовыми, которые только-только стали апостолами Христа, после снисхождения на них благодатных даров Духа Святаго. Праздник этот исполнен и радости, и надежды, но одновременно он оставляет по характеру своему двоякое ощущение в душе нашей. Это одновременно праздник радостный, потому что Христос и все, что связано со Христом, то всегда радостно – вспоминайте, как мы радовались, когда Христос Воскрес в дни Пасхи, как все радовались, христосовались и приветствовали друг друга пасхальным целованием, вспоминайте, как радовались ученики Христовы, когда известие о Его воскресении стало общедоступным, а не только некоторые из них об этом узнали, вспоминайте, как, наконец, всегда радостно и тепло на душе становится, когда мы с вами говорим и воспоминаем, что мы во Христе, или когда молимся. Уходят все прочие эмоции – остается благодать, остается тишина, остается то чувство, которое мы называем возвышающим нас. Так вот, конечно, радость эта и тут присутствует, но вторая сторона нашего ощущения в сегодняшний день  - это печаль, потому что Господь от нас уходит. Мы остаемся как бы в недоумении: что же превалирует, что преобладает в этом нашем ощущении праздника? Все-таки, конечно, радость, дорогие мои братья и сестры.
Потому что уж кому было бы печалиться и грустить, как ни ученикам Христовым, которые только-только, в течение сорока дней, наконец-то осознали, что случилось, что произошло, каково их предназначение, только-только начали приобщаться Христианской по своей сути вере. Потому, что до этого они верили своему Учителю, и не полагали, что перед ними - Христос, Бог, который умрет и воскреснет за них, принеся Свою жертву на голгофском кресте. Только теперь они стали осознавать себя на самом деле последователями этой новой религии, которую открыл им их Небесный Учитель. И вот Он от них отходит. Они только-только познали радость и сладость общения, ну почти на равных, со своим Божественным Учителем, а теперь Он их оставляет. Между прочим, это было второе уже оставление Христом своих учеников. Помните, в первый раз Он их оставил тогда, когда ушел на Голгофу. И они не ждали Его, они, испугавшись, как сказано в Евангелии, «страха ради иудейска», убежали кто куда – Фома, так вообще на четыре дня пути удалился от Иерусалима, так велик его был страх. Остались только избранные – жены-мироносицы, которых мы чествовали в третью неделю по Святой Пасхе. Это было первое расставание, которое, увы, не принесло должных плодов, лишь у некоторых в душе взошло семя веры, их было немного, можно было по пальцам перечесть. Все остальные оказались в рассеянии. И вот - второе оставление, которое, наоборот, собрало учеников всех вместе – неслучайно им Господь говорит: «Пребывайте вместе, никуда не отлучайтесь от града Иерусалима, и через некоторое время вы получите благодатные дары Духа Святаго. И тогда, овладев этой Божественной силой, сможете проповедовать Евангелие всей твари и во всех концах земли». Так оно, действительно, и произошло. И они пребывали все вместе: уже никуда не отлучались, никто из них не был в своих мыслях разобщен по сравнению с остальными учениками, они все единодушно ждали обещанных благодатных даров Духа Святаго. Так, дорогие мои братья и сестры, и произошло. О чем это говорит? О том, что мы с вами тоже должны иметь надежду, как и ученики Христовы. Они имели надежду на то, что станут апостолами, они имели надежду, что еще и еще раз благодатным Духом Святым Господь их посетит. Мы с вами имеем уверение, что Господь пребывает с нами телесным образом всякий раз, когда мы принимаем частицу Его Тела и Крови, через  Причастие, Евхаристию мы тоже становимся частицей Самого Господа – Он в нас входит, и мы становимся Его частицей, потому что Господь есть Дух бесплотный, Он пребывает везде, и хочет всем нам спастись, и мы в Нем через это Его хотение пребываем.
Дорогие мои братья и сестры, радость учеников была оттого, что Господь пообещал: «Во все дни Я с вами до скончания века». А потом радость была дополнена еще, после того как Ангел Божий сказал им: «Мужи галилейские, что стоите и смотрите? Сей  Иисус, который от вас вознесся видимым образом, таким же образом и приидет к вам, так как вы видите Его сейчас». И тогда они, опустив взоры свои с неба на землю, отправились восвояси, отправились исполнять послушание Господа. И мы с вами, точно также должны исполнять свое послушание Господу: хранить заповеди Господни, исполнять обязанности доброго православного христианина, молиться, исповедываться, причащаться Святых Христовых Тайн, в храм Божий ходить и всей жизнью своею являть, что мы с вами православные, что мы с вами – христиане. И в этом будет наша надежда, будет наше упование на то, что Господь и нас с вами увидит, на нас с вами призрит, когда явится во втором славном своем пришествии. Впрочем, дорогие мои братья и сестры, о времени этого славного события мы знать ничего не можем,  ибо Господь в Евангелии говорил, что «сие открыто только Отцу моему небесному», никто – ни ангелы, никто не знает, поэтому когда услышите, много сейчас опять по улицам ходит различных «проповедников», которые открывают даты всякие, говорят, что, вот там, вот здесь это случится – не верьте никому, потому что по слову Господню эта дата неведома никому. Поэтому блюдите, «како опасно ходите» – знайте, что даты никто знать не может. Дорогие мои братья и сестры, никто не знает, и как будет совершаться это пришествие. В некоторых местах Священного писания мы с вами читаем, что подобно молнии, которая прорезает все небо, таково будет пришествие Христово во второй раз. Ангел же - сегодня мы с вами слышали чтение из «Деяний апостольских» - говорит, что «как вы видите, Он отошел от вас, таким образом сей Иисус и вернется». Будем, дорогие мои братья и сестры ждать в уповании на то, что когда явится Господь во второй раз, во славном своем втором пришествии, Он не оставит нас без своего попечения, без своей заботы. Как, собственно говоря, не оставляет никого из нас и сейчас. Поэтому радуйтесь, не грустите, ибо сей день есть исполнение Божественного замысла о нашем с вами спасении. Почему я говорю так? Потому что, обратите внимание, Господь взошел на небо, обладая плотью человеческой – ту самую плоть Он возьмет, человеческую, слабую, немощную, которую Он предлагал ученикам своим осязать: «Придите, вот руце мои, на них язвы гвоздинные…». Фоме говорил: «Вложи перст свой в ребра мои прободенные». Вот эта самая плоть человеческая, со всеми ее кажущимися недостатками и с большими ее совершенствами, с другой стороны, она была Господом вознесена на небо, именно во плоти человеческой Он сел одесную Бога Отца. Это нам с вами тоже завет и обещание, что и наша плоть, таким образом преобразившись в свое время, будет иметь отношение и будет иметь свое место в раю, там, где соберемся все мы вместе,  и предназначено оно нам по Слову Господню от сложения мира. Дорогие мои братья и сестры, еще раз с праздником вас, и с этого часа пребывайте в надежде, пребывайте в ожидании, и имейте попечение о своей плоти тоже. Потому что она теперь имеет отношение к Божеству. По слову Иоанна Златоуста «Господь сошел с неба на землю, чтобы я, грешный человек, мог взойти с земли на небо». Сей день есть тому полное подтверждение. Еще приглашаю вас, дорогие мои братья и сестры в сей день вознестись над своими обычными попечениями, своими обычными послушаниями и заботами, которые нам на каждый день даются, которые мы должны исполнять – вознеситесь над ними. Пускай не они над вами довлеют, а вы над ними, вы будьте хозяевами над этими обстоятельствами.  Пускай сегодня в душе вашей будет праздник. Аминь!




















Слово на праздник Вознесения Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.
Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.
"Возшед на небеса отонудуже и сошел еси..." – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.
Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.
Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное слуение, Он опять возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.
"Отонудуже и сошел еси..." Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти.
И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо...
Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки.
После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них.
Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю.
Надо бы печалиться... А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости...
Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.
Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им...
Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились.
Утешая их, Спаситель сказал им: "Если бы вы Меня, действительно, любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину" (ср.: Ин. 14, 28).
Как видите, ученики Христовы были подготовлены к предстоящей разлуке, и потому они радуются.
Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий.
Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?
Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.
"Иду уготовать место вам,-– говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам,-– и аще уготовлю место вам, паки прииду, и пойму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете" (Ин. 14, 2-3).
Разве это не радость для учеников?
Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..
Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.
Святой Григорий Богослов говорит: "Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века..."
И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: "Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем".
Небо, на которое вознесся Господь, – конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо – место вечного пребывания Превечного Бога.
Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых. Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию.
Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем.
Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша.
Они осознали величие Того, с Кем они находилисъ в близком общении как друзья. "Вы други мои..." – так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).
Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую –- и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!
Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной –- Человек...
Мы сказали вначале, что Вознесение – это праздник разлуки... Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.
У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.
Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание.
Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.
В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.
Как поучает апостол Павел: "...вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная" (Кол. 3, 1-2).
Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви, Он обещал апостолам: "И се Аз с вами... во вся дни, до скончания века..." (Мф. 28, 20).
Все великие наши праздники – это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.
Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.
Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге – зависит от нас.
Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.
И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.
Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.
Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.
Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы,– тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.
Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает сообразно своему предназначению.
Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?
Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: "Что стоите зряще на небо?"
Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий...
Когда Христос говорит нам: "Отвергнись себя, возми крест свой и последуй за Мной",– Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним. Он говорит нам о большем,– о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин.12,26;17,24).
Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.
Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.
Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.
Вот что Господь совершил ради нас!
Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного. Радуясь тому, что сделал для нас Господь, сделаем себе и назидание. Устремим наш дух на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш.
Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение – быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу,– туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!
Как было сказано вначале, в день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь.


Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вознесение Господне


Родился архимандрит Рафаил в 1931 г. в Тбилиси. Отец - инженер, мать учительница. В 1954 году получил монашеский постриг и в том же году рукоположен в иеромонаха. С 1975 года преподавал в Мцхетской Духовной Семинарии славянский язык, а затем в Тбилисской Духовной Академии в разное время славянский язык, историю религии, Богословие и аскетику. Ныне место его службы - храм св. Александра Невского в Тбилиси. Заниматься литературной деятельностью начал с 1988 года. Книги архимандрита Рафаила (Карелина) стали незаурядным явлением в современной православной литературе. В них разрешаются недоумения, с которыми человек сталкивается вне церкви и в самой церкви, исследуются пути, ведущие к Богу или уводящие от него, ставится диагноз современному миру и человеку и даются способы врачевания духовных недугов. Его книги "В аду на земле", "В поисках истины", "Векторы духовности", "Падение гордых", "Тайна спасения" и другие в наше время осатанелого соблазна учат искусству жить, которое заключается в умении умирать для греха.


Вознесение Господне относится к числу "двунадесятых", то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступил праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения - праздник Троицы.


 Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике - это не только вспоминать события Свящ. Истории, но мистически включаться и них, духовно переживать их.


 Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших и истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне - это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение - это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.


 В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он - их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и безконечное будущее. Христианский праздник - это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.


 Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие - истина, но она многогранна и многопланова. В земном - присутствует небесное, в историческом - вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.


 Евангелие - это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому. Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.


 Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны. Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангелической проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.


 Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических кругов, трех этапов со все больше нарастающим напряжением:
 1. Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя.
 2. После Воскресения Христа до Его Вознесения - миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.
 3. Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.


 На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.


 Существуют разные степени веры:
 1. Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звезд, которые не делают ночь светлой.
 2. Другая степень веры - это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.
 3. Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера - подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.


 Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:
 1. Атмосфера вокруг земли - то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.
 2. Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих ученых. "Две вещи приводят меня в изумление -звездное небо надо мною и нравственный закон во мне", - писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил "нет". Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в "царстве вещества", а к духовному миру отношения не имел.
 3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера - не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а зон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения - событии, исторически реальном и мистическом.


 Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе Пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк вводил образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца.


Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть. Этот образ - символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность безконечного духовного восхождения.


 Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды, - знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить ее во веки.


Из книги: Архимандрит Рафаил Карелин. Великие христианские праздники. Новый город. СПб. 1997.

Вверх