Бесплатные шаблоны Joomla

Проповедь на Всенощном бдении в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завтра святая православная Церковь совершает память двух удивительных апостолов. Они разнятся и по своему происхождению, и по своему образованию, и даже по тому, что один из апостолов – апостол Пётр, сопровождал Христа, а другой видел Христа, как явившегося ему, когда стремился сам к тому, чтобы разорить христиан, стремился к тому, чтобы гнать их, и по дороге в Дамаск ему и явился сам Христос.
Апостол Пётр слышал всё то, что проповедовал Христос. С его слов апостол Марк написал Евангелие. Апостол Павел оставил нам послания, которыми дышит дух Церкви. Именно по этим посланиям первые христиане устрояли Церковь по образу той, которую заповедовал Христос.


Эти два апостола разнятся и по своим внутренним качествам. Апостол Пётр - порывистый, внутренне всегда готовый к действию, и он не раз это доказывал. Он мог, защищая Христа в Гефсиманском саду, взять нож и повредить ухо одному из тех, кто пришёл арестовать Христа. И в то же время он мог испугаться и отречься от Христа - об этом накануне ему сказал Христос. И троекратно петух не провозгласил, как апостол Пётр отрёкся от Христа. Но он первый устремился ко гробу, когда услышал благую весть от жен-мироносиц, и в своей стремительности он хотел убедиться, что Христос Воскрес. Более того, предание нам сохранило удивительный эпизод, связанный с его смертью. Когда были воздвигнуты гонения на христиан, апостол Пётр находился в это время в Риме, и он решил уйти из Рима в одиночку. Когда он вышел уже из города, ему явился Христос, и вопрос «камо грядеши?» (Куда идёшь?) остановил Петра. Он остановил его, потому что внутренне он увидел, что Христос идёт занять его место и ещё раз пострадать. Он вернулся, и когда гонители христиан начали распинать служителей Христовых по всей окрестности вокруг Рима, то Пётр попросил распять его вниз головой, потому что посчитал невозможным, чтобы он был распят на кресте подобно Спасителю.
Апостол Павел – один из блестящих богословов того времени, который воспитывался у ног знаменитого учителя ветхозаветного Гамалиила. Он прекрасно знал богословие Ветхого Завета, но более всего, когда ему открылся Христос (а Христос избрал его как сосуд, который должен быть наполнен особым словом благодати), то апостол Павел стал проповедником Христа в самых дальних городах и весях Римской империи. Как гражданину Рима ему была отсечена голова, потому что граждан Рима невозможно было казнить иначе.
Разные по-человеческому апостолы, но едины они в своём служении Христу. Это мы видим из тех посланий, которые оставил нам апостол Пётр, это мы видим из тех посланий, которые были написаны (самые многочисленные в Новом Завете) апостолом Павлом.
Церковь объединила праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла для того, чтобы прекратить всякие разделения. Когда говорили: «Тот – Петров, тот – Павлов». Каждый на своём месте служит Христу, и мы все служим Христу своими талантами. У каждого этот талант разный, но главная цель – это Христос, потому что таланты не спасают, а спасает Благодать, которую дал Христос. Таланты лишь помогают идти ко Христу, но совершает спасение сам Господь, потому что Он принёс однажды и навсегда жертву за грехи наши и открыл нам двери, ведущие в чертоги Отца Небесного.
Возлюблённые о Господе братья и сестры! Мы все разные, но у всех у нас один Господь. Мы все по-своему идём к вере и по-своему понимаем те или иные догматы или обряды в церкви, но нас это не должно разделять. Мы должны, взирая на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, услышать призыв Матери-Церкви, которая объединила это празднование двух разных апостолов для того, чтобы не было разделения. Казалось бы, можно было объединить апостола Петра и апостола Иоанна: Пётр - как возглавивший общину и апостол Иоанн – как любимый ученик. Но Церковь объединяет в единое празднование именно этих двух первововерховных апостолов, напоминая нам, что главное – единство в союзе мира и любви. Когда происходят какие-либо разделения в Церкви, то это означает, что мы опять раздираем хитон Христов, подобно тому, как если бы мы были среди воинов, кто бросал жребий и раздирал одежду Христа. Так и мы начинаем делить Христа, и каждый пытается оторвать кусок побольше и сказать, что у меня правда. Но это не спасает, спасает только единство во Христе, в союзе мира и любви и через умение слушать.
И вот в этом умении слушать проявляется и смирение, и самое главное – то, что заповедовал нам Христос: «Да будут все едины как ты во Мне, и Я в тебе» - так Христос молился об учениках Своих. Так будем же мы в единой своей вере, а святые первоверховные апостолы Пётр и Павел помогут нам преодолеть все разделения и дадут нам радость любви непостыдной, веры нелицемерной, дадут нам всю полноту благодати, исходящей от Господа по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Аминь!


ПАМЯТЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного - до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа", что значит "камень" (Петр)(Ин. 1:42)",- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра . И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1:29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17:1-9; Лк. 9:28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8:41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26:37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: "Без Меня не можете творить ничего" (Ин. 15:5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14:28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: "Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16:16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24:34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21:15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.
По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4:13-20; 5:27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2:41; 4:4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5:5-10), а мертвые воскресали (Деян. 9:40), хромые начинали ходить (Деян. 3:1-8), расслабленные исцелялись (Деян. 9:32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5:15).
Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников .
В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона. Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.
В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1:14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8:3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26:11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9:1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил: "Кто Ты, Господи?" Голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26:13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи. В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9:10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла "избранным сосудом", призванным возвещать имя Иисуса Христа "перед народами и царями и сынами израилевыми" (Деян. 9:15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9:22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13:42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13:49; 14:1; 17:4, 12; 18:8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13:12; 17:34; 18:8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14:10; 16:18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13:11), воскресило мертвого (Деян. 20:9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19:12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12:2-4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11:24-27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20:19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28:10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14:11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19:13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9:25, 30; 19:30; 21:12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20:37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1:12). По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим - она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: "...празднование им не может утаиться ни в одной части мира". Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви". Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

По Минее на 29 июня.

Вверх