Бесплатные шаблоны Joomla

Преображение Господне

Проповедь на Преображение Господне
По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: "Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться" (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы "вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею" (Лк.9,29).

Божественное Откровение учит нас, что Бог не только живет во свете неприступном как в Своей, Ему присущей стихии,-Он сам в существе Своем есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем правды, могущим просветить каждого человека. В силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как Боговидец Моисей, великий из пророков, которому были открыты тайны Божии, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь. Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть, ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до конца дней своих носил на голове специальное покрывало.

В нашем общении с Богом, через нашу беседу с Ним мы имеем возможность приобщиться к свету и ходить во свете Христовом. Вот и сегодня мы пришли за этим в храм Божий и верим, что Просиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и просвещает Своим светом всякого приходящего в мир.

Грех, а также его разрушительные последствия часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы, как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные.

По природе своей мы от того Света, мы часть Его. Преподобный Макарий Египетский из личного опыта свидетельствует, что в каждом человеке есть этот свет. Но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизывает все наше существо, освещая нас не только внутри, но и снаружи. Многие угодники Божии, по свидетельству преподобного Макария, достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне стоящих и сияющих. Преподобные отцы учат, что в каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф.13,43).

Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить?-Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва-это беседа с Богом. Молитва-это средство общения с Ним. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.

У человека всегда есть счастливая и благодатная возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва возносит человека горе, до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва подобна фимиаму, она доходит до небес, умиротворяет нас, угашает наши страсти и скорби, преображает нас.

Священное Писание, история Церкви, жития святых и духовный опыт свидетельствуют, что в час молитвы люди не только умом и сердцем возносились горе, но, преображаясь, телесно подымались над землей.

Молитва открывает человеку ведение, умножает благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати. Престарелые праведные Иоаким и Анна во время молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии. Святой Захария в молитве в храме принял от архангела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына Божия. В молитве преподобный Сергий получил откровение об умножении чад послушания. В молитве преподобный Сергий сподобился посещения Богоматери с апостолами. В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие потом утешением и назиданием верующим. Обо всем этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богопо-добия.

Каждое евангельское событие учит нас истине и делает нас причастниками этой истины. Но чтобы стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим, чадом Божиим, ходящим во свете Христовом. А таким может сделать нас молитва. В молитве можно познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды этой благости, для того молитва станет потребностью.

В праздник Преображения Господня, испросим у Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения.

Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущ-ный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с наступившим ныне праздником Преображения Господня, который в русской традиции имеет ещё и другое наименование - второй Спас или Яблочный Спас.

Отчего он так называется, стало очевидно сейчас, когда по заамвонной молитве совершилось освящение яблок, иных плодов древесных, а также винограда, который, слава Богу, в нашей местности тоже произрастает в изобилии. Но вот почему полагается освящение плодов фруктовых в этот день мало кто из нас, на самом деле, разумеет. Всё очень просто, дорогие мои. Если вы не забыли историю человеческого рода, то наверняка вам памятен эпизод, когда прародители наши - Адам и Ева - искушаемы были злым ворогом, желающим погубить души наши - дьяволом, который принял образ змия, и вкусили как раз от древа тот самый фрукт, который вкушать было нельзя, потому что Господь велел им: «Ешьте отовсюду, но от древа познания добра и зла не вкушайте, не дерзайте прикасаться к нему». Змий же, искушая их, заставил, принудил вкусить именно от этого древа.
Дорогие мои братья и сестры, с тех пор ни в чём неповинное дерево с тем самым запретным плодом стало символом грехопадения. Собственно говоря, оно стало не только символом, но и свидетельством того, что вслед за грехопадением человеческим изменилась и природа, которая подчинена человеку, ибо он был поставлен царем над ней - изменилась природа самого человека, изменились и законы, которые действовали в самой природе - всё поменялось! Дорогие мои братья и сестры, мы с вами, читая Священное Предание, находим свидетельства богомудрых богословов о том, что во времена эдемской, райской жизни даже среди животных не было никакой вражды - всё друг к другу относились снисходительно, никто ни за кем не охотился, впрочем, тому свидетельство есть и в наше время из жизни подрастающих животных - молодняка: мы можем увидеть, как играется львёнок с осликом, волчонок с ягненком. Как дружат те, кто потом, заматерев, окажутся - один охотником, а другой - жертвой, И станут они таковыми согласно законам, которые были определены уже после грехопадения человека. С грехопадением человека изменилось всё! И нынче мы с вами знаем, что по греховной природе человека открываются законы бытия такие, которые, увы, позволяют само бытие и нашу человеческую жизнь превратить в одно мгновение в космическую пыль. Законы, открытые, в ядерной физике, например. Совсем скоро мы будем отмечать 60-летие со дня испытания первой советской атомной бомбы. Это - научное достижение, но и, увы, свидетельство нашего порока, потому что мы законы бытия природного, которые Господь открывает нам для пользы нашей, превращаем в смертоубийственное начало, угрожающее всему живому и самой природе. Дорогие мои братья и сестры, вот потому-то мы и освящаем сегодня плоды древесные - для того, чтобы совершилось преображение природы, чтобы совершилось преображение и нашего с вами бытия! Потому от сегодняшнего дня вкушайте освященные яблоки, груши, виноград, сливы и прочие плоды, чтобы тоже возможно нам было преобразиться!
Дорогие мои братья и сестры, молитва, которая читана сейчас, пускай послужит нам поддержкой во исполнение того искреннего желания измениться, которое верой пробудилось в нас сейчас, пускай вкушение этих плодов земных будет тому свидетельством и подкреплением наших сил. Обильно вкушайте в сегодняшний день и во все последующие эти плоды, потому что Господь даровал нам их с любовью, угощайте друг друга, делитесь ими с теми, кто в этот час обделен этими плодами, может быть, с теми, кто не знает о празднике ничего. Кто-то находится в неведении, кто-то не понимает смысла происходящего, поэтому делитесь, наделяйте всех яблочком, поздравляйте друг друга и всех, кто вами будет встречен, с Преображением Господним, потому что это праздник, который нас с вами уже вводит в Царствие Небесное. Свет Небесного Царства, его отблеск, мы с вами сегодня видим и в облачении священников, в облачении храма - непорочный, белый, блистающий - тот свет, которым преобразился Господь, показывая свою принадлежность к Царствию Небесному. Но Христос показал нам свою причастность к Царствию Небесному в теле человеческом, значит, и нам с вами возможно такое преображение, нам тоже возможно воспрянуть духом от забот, скорбей, обид, немощей, в которых мы и год, и десятилетия живём, - от всего от этого отойти, преобразиться и славить Бога, а не роптать и скорбеть...
Дорогие мои братья и сестры, ещё о чём хочу вам сказать: мы с вами сегодня слышали, как вновь явлена была Святая Троица: Господь и Бог наш Иисус Христос преображался на горе Фавор, Дух Святой осенял Его в виде облака, а Отец наш Небесный из облака глаголал: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его послушайте». И в этой фразе открывается нам великая тайна: если мы хотим преобразиться, если мы хотим войти в Царствие Небесное, значит, нужно слушать, что говорит нам Господь со страниц Священного Писания, и не только слушать, но и исполнять, потому что Господь в другом месте Евангелия, которое посвящено Божией Матери, глаголет так: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие его». Мы сейчас много чего слышим, столько речей на нас с вами выливается, что и разобраться сложно, где правда, а где - ложь. Одно лишь Господне Слово есть истина! Я поздравляю ещё раз вас с праздником, напоминаю, что в сегодняшний день пост наш послабляется: все - и те, кто причащался, и те, кто еще только готовится к исповеди и причастию - все без исключения могут вкушать рыбную пищу, а также и пищу с растительным маслом. Несмотря на то, что сегодня среда, ради сего святого праздника Господь нас милует и снисходит к нашим немощам и печалям - сколько мы себя уже жалели: «Ах, я не могу, мне тяжело»! А между тем, этот пост очень важен в богословском и символическом смысле, ведь он заканчивается в День Успения Божией Матери. Успение - это Богородичная Пасха, потому и пост такой строгий, мы постимся, как в Великом посту. Поэтому и Преображение Господне празднуется в течение Успенского поста, хотя на самом деле, по логике изложения Евангельских событий, праздник должен был бы совершаться на первой седмице Великого поста, за 40 дней до Пасхи Христовой, потому что событие Преображения произошло именно за 40 дней до крестной смерти и Воскресения Спасителя. Но так обустроено наше с вами уставное богослужение, чтобы мы праздновали его сегодня, потому что через 40 дней будет праздноваться Воздвижение Креста Господня, когда мы вновь будем вспоминать все события, связанные с крестными страданиями, смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Хотя и краток путь этого поста, но он очень важен - мы с вами как бы повторяем ту дорогу, которой Господь прошёл, приуготовляя нас к Своему Светлому Воскресению - к Пасхе, только теперь эта Пасха может быть названа у нас с вами Богородичной. В нашем храме это очень важно, потому что храм наш посвящён Пресвятой Богородице! Поэтому призываю вас: смиряйтесь, поститесь и дерзайте находить в себе силы, которые в нас на самом деле есть. Помогай всем нам Господь! Аминь!

 

 

СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Настал один из величайших праздников наших – Преображение Господне, и уже вчера на всенощной слышали вы тропарь этого праздника, а в нем такие слова: "Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе".

Думали ли вы о том, какого великого блага просим мы у Бога в этих словах, какой радости, вечной, непрестающей радости просим – просим о том, чтобы в нас воссиял навеки тот божественный свет, который озарял на горе Фаворской все тело, все одежды Господа Иисуса Христа.

Дерзновенно просим, чтобы и в нас воссиял этот божественный вечный присносущный свет, чтобы и нам, грешным и недостойным, сиять пред безбожным миром этим божественным светом – молитвами Богородицы просим.

Велика и могущественна молитва Богородицы, но если сами не проявим всего усердия к тому, о чем просим Бога, то не можем все надежды возложить только на молитвы Пресвятой Богородицы, ибо для того, чтобы воссиял в нас свет Христов присносущный, нам надо избавиться от тьмы.

Это касается не только духовного света и духовной тьмы, это касается непосредственно и света физического, и тьмы материальной.

Представьте себе человека, живущего в далекой глубокой пещере: он всегда в темноте, тьма окружает его, и не может воссиять ему свет солнечный, пока окружен он этой тьмой.

Он должен выбраться на свет, должен выйти из своей темной пещеры туда, где сияют лучи солнечные. Он должен пройти длинный и трудный путь, ведущий к выходу из пещеры; должен ощупывать руками стены хода, ведущего наружу; он должен преодолеть те затруднения, которые встретятся на его пути от множества камней, валяющихся в пещере – должен с великим трудом выкарабкиваться из пещеры.

Долго, долго и с трудом будет он выкарабкиваться, но когда увидит слабый свет впереди – пойдет он бодрее, радостнее. А свет будет становиться все ярче и ярче, и наконец выйдет он на такое благодатное место, где сияют солнечные лучи.

Представьте себе человека, находящегося на дне глубокой пропасти, где тьма, где всегда темно.

Представьте себе, какой огромный труд должен он предпринять, чтобы выкарабкаться из этой пропасти.

Должен он подниматься выше и выше вверх, цепляясь за камни. А камни будут обрываться под ногами его, ноги будут оступаться. Руки и ноги его будут окровавлены, прежде чем выкарабкается он на свет Божий, на свет солнца.

Так бывает и с людьми, которые живут во тьме духовной: они подобны этим несчастным, живущим в глубокой пещере или в пропасти земной.

В глубокой духовной тьме живут бандиты, разбойники, пьяницы, развратники, блудники, прелюбодеи и все нечестивые. Им тоже надо постепенно и с великим трудом избавляться от той тьмы, которая их окружает.

Но не думайте, что только разбойников и прелюбодеев окружает тьма. Ее много, много вокруг каждого из нас, и каждому нужны большие усилия, чтобы избавиться от этой тьмы.

Если только на молитвы Богородицы будем возлагать надежды, а сами ничего не предпримем, чтобы избавиться от тьмы духовной, окружающей нас, то не выйдем мы из нее, навсегда останемся во тьме.

Что же надо, чтобы нам избавиться от этой тьмы? О, многое, многое требуется от нас. Требуется, чтобы истлевал постепенно наш ветхий человек, чтобы со дня на день обновлялся наш внутренний человек, о чем говорит апостол Павел.

Что такое внешний человек и что такое внутренний? Внешний человек тот, кто живет интересами этого преходящего мира. Это тот, кто погибает в похотях, в страстях, в сластолюбии, кто погружен в бездну грехов, никогда не помышляет о великом, святом, о присносущном свете – это внешний человек.

А внутренний наш человек кто? Это сердце наше, живущее только упованием на Бога, сердце наше, наполняющееся великой радостью, когда слышим мы слова Христовы, сердце наше, устраивающее жизнь свою по закону, который предписан Господом и Богом нашим Иисусом Христом.

Внутренний человек всю жизнь свою устраивает и направляет так, как угодно Господу Иисусу Христу, живет по Его заповедям, творит Его волю.

Запомните слова Павловы, что "если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4, 16).

Пусть тлеет, пусть постепенно истлевает, чтобы обновлялся со дня на день наш внутренний человек.

И чтобы исполнились и другие слова Павловы, близкие к этим, надо чтобы мы стремились "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 22-24).

Облечься в нового человека, в сотворенного по Богу, или, как в другом месте говорит Павел, облечься в Самого Христа – как в одежду облечься. Как одежда тесно прилегает к телу, так все, что услышим, что узнаем о Христе, должно быть близким, близким нам.

Только тогда, когда достигнем такого состояния, когда истлеет наш внешний человек, когда обновится сотворенный по Богу в праведности и святости истины наш внутренний человек, только тогда воссияет в нас свет Его присносущный, и станем мы причастниками божественного света, того самого божественного света, которым сиял Господь.

А если воссияем, станем навеки светлыми, станем навеки любимыми чадами Божьими, станем гражданами того нового Иерусалима, сходящего с небес, который был показан святому апостолу Иоанну Богослову в его великом Откровении на острове Патмосе.

Он видел этот град Иерусалим, сказано ему было многое о нем; сказано и то, что в этом граде ночи не будет уже, "и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (Откр. 22, 5).

Вот цель нашей жизни, вот к чему должны стремиться мы – чтобы осиял нас свет Христов присносущный, чтобы мы стали гражданами нового града Иерусалима, где вечный свет, где вечная радость, где царит святая любовь.

Аминь.

Вверх