Что такое аборт

Авторы: Свящ. Максим Обухов, Врач-гинеколог Г. Рудыкин
Аборт - От лат. Abortus - выкидыш. Искусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравливание плода, убийство нерожденного ребенка до 28 недель, то есть до условного срока жизнеспособности плода вне тела матери. После 28 недель - искусственные или самопроизвольные преждевременные роды (partus praematurus). В случае искусственного "позднего" аборта этот термин неправильно используется для обозначения прерывания беременности на любом сроке.


Различают А. искусственный (abortus artificalis) и самопроизвольный (abortus spontaneus), т.е. начавшийся без преднамеренных действий беременной или других
лиц с целью прерывания беременности. А. разделяются также на больничные и
внебольничные - криминальные.
Искусственный А. рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. Языческое общество не считало А. преступлением. "Если же у состоящих в
супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту прежде, чем у зародыша появится чувственность и жизнь" (Аристотель, "Политика".
Но понятие о греховности А. содержится и в язычестве:
Та, что пример подала выбрасывать нежный зародыш,-
Лучше погибла б она в битве с самою собой!
Если бы в древности так матерям поступать полюбилось,
Сгинул бы с этаким злом весь человеческий род! (...)
С дрожью, смущенной рукой тело свое поражать?
Сроду не делали так и в армянских логовах тигры;
Разве решится сгубить львица потомство свое?
Женщины ж этим грешат, хоть нежны, - и ждет их возмездье:
Часто убившая плод женщина гибнет сама…
(Овидий)
Клятва Гиппократа, категорически запрещающая врачам делать аборт, отражала общее мнение всего медицинского сообщества того времени и последующих поколений медиков. Этот важнейший, основополагающий документ, общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен Советской властью.
В Ветхом Завете искусственный А. не упоминается, но есть указание на
самопроизвольный А., происшедший по чьей-либо вине: " Когда дерутся люди, и
ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с
виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить
оную при посредниках" (Исх 21, 22) . В Библии, хотя прямо не упоминается искусственный А., прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия.
"Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней" (Исаия 44:2). "Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен." (Псалом
138:13-14). "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя" (Иеремия
1:5). Говоря об Иоанне Крестителе: "и Духа Святого исполнится еще от чрева
матери своей" (От Луки 1:15). "Господь призвал меня от чрева ... И ныне говорит
Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе.." (Исаия 49:1-5). Апостол Павел
говорит: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший
благодатию Своею..." (К Галатам 1:15). "Не Он ли, Который создал меня во чреве,
создал и его, и равно образовал нас в утробе ?" (Иов 31:15). Исааку наречено имя
прежде его зачатия: "Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит
тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом
вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него" (Быт., 17, 19).
Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк., 1, 13).
Во время Благовещения ангел Господень нарекает имя Богомладенцу прежде
его зачатия от Духа Святаго: " И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь
Ему имя: Иисус" (Лк., 1, 31).

Церковь всегда осуждала А. как убийство.
Правило 21 Анкирского собора: "Женам, от прелюбодеяния зачавшым, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают.
Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным".

Правило 91 6-го Всел. Собора: "Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы".

Правило 2-е св. Василия Великого: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния".

Правило 8-е св. Василия Великого: "… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы".

Требник, чин исповеди: "Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, (здесь речь идет не только об аборте, но и о
противозачаточных средствах) или яде былие, или пресытися, и изверже отроча
самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца
есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища
своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да
запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (...) Аще же яде
былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца
запрещается".

В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие искусственный А., и назначающие абортивные средства. Ответственность за убийство нерожденных детей лежит также на муже, который не препятствует совершению женой А., тех, кто дает советы сделать А., настаивает на А., выписывает направление на А., распространяет рекламу А. и выступает за свободу А., производит и продает абортивные средства.
С точки зрения современной эмбриологической науки жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток (3). В это время образуется уникальный генетический код, следовательно эмбрион является биологически самостоятельным организмом и никак не может считаться частью тела матери, получая от нее только кислород и питательные вещества. На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчеркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Через 20 дней после зачатия начинает биться сердце, спустя месяц появляются оформленные конечности. У нерожденного ребенка фиксируются электрическая активность мозга, сердца, отпечатки пальцев и другие признаки, характерные для взрослого человека и определяющие индивидуальность личности. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Доказано также то, что нерожденный ребенок чувствует боль.

Современная церковная практика не использует длительные епитимии за убийство нерожденного ребенка. Тяжесть этого греха не различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни.
В случае самопроизвольного А., происшедшего по болезни или греховной
неосторожности матери (поднятие тяжестей, бег, нерадение о сохранении ребенка),
св. Церковью полагается совершение священнической "Молитвы жене, егда извержет младенца", которая по своему смыслу носит покаянный характер.
Катя выделенный мною текст красным надо выделить и на сайте, ибо
Чтение священником "Молитвы жене егда извержет младенца" предназначено только для самопроизвольного А. После искусственного А. чтение этой молитвы не имеет под собой никакого церковно-канонического основания.

В христианских странах до ХХ века убийство нерожденных детей было запрещено законом. На Руси официально смертная казнь за А. вводится с 1649 г. в Уложении, принятом при Государе Алексее Михайловиче (гл. 22, ст. 26): "А смертные казни женскому полу бывают за чаровство, убийство - отсекать головы, за погубление детей и за иные такие же злые дела живых закапывать в землю". Впрочем, на Руси, вплоть до прихода к власти большевиков, аборт был крайне редким явлением по причине крайне отрицательного отношения к нему в обществе. В Уголовном кодексе России 1832 г. изгнание плода упоминалось среди видов смертоубийства. Согласно "Уложению о наказаниях" 1885 г. (ст. 1461, 1462) искусственный аборт карался "каторжными работами от 4 до 5 лет, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение". Уголовное уложение 1903 г. смягчало меры пресечения: "Мать, виновная в умервщлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом не свыше трех лет, врач от 1,5 до 6 лет". Впрочем, аборты строго по жизненным показаниям были разрешены.

В России с начала ХХ века начинают вестись дебаты среди медиков о необходимости легализации абортов. Одним из первых либеральные взгляды высказывает доктор Шабад, основываясь на принципах иудейского врача Маймонида. Шабад ставит в печати вопрос "о праве матери распоряжаться функцией своего тела". В России пытаются остановить зло. В 1900 г. доктор Э. Катунский писал: "У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию (рассечение эмбриона) над живым плодом". Тем не менее в 1913 г. прошел XII Пироговский съезд, который осудил уголовное наказание матери и врача за аборт. Многие врачи не поддеравали постановление этого съезда. Доктор Личкус, выступая на съзеде, сказал: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптомы болезни современного человечества".

Впервые в мире искусственный А. был узаконен в период Французской революции (на короткое время 1791-1810 гг.) и в России после Октябрьской революции 1917 г. (Декрет от 18 ноября 1920 года). "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советской больницы, где обеспечивается ей максимальная безвредность" (Постановление Наркомздрава и Наркомюста). Таким образом, Советская Россия стала первой страной, где произошла легализация аборта. Террор и резня, развязанные коммунистами-сторонниками абортов против верующих и врачей-противников абортов, сделал невозможной дискуссию и какой-либо общественный протест. Аборты из-за угрозы вымирания страны в 1936 году запрещаются, но вскорости (в 1955 г.) разрешаются вновь.
После русской революции волна либерализма захлестнула весь мир. В США появляется Американская лига по контролю над рождаемостью (ABCL - American Birth Control League). Основательница - Маргарет Зангер. Впоследствии лидеры фашистской Германии, вдохновленные идеями Маргарет Зангер о контроле над рождаемостью и прямым сотрудничеством с ней, начинают политику уничтожения неугодных рас на оккупированных славянских территориях. А. ими использовался как средство подавления рождаемости. Была разработана методика тихого геноцида с помощью распространения и навязывания населению абортов, контрацептивов, стерилизации и порнографии.
Впоследствии Лига по контролю над рождаемостью была переименована в МФПС, Международную федерацию планирования семьи (IPPF - International Planned Parenthood Federation). МФПС имеет филиалы почти во всех странах мира и
использует разработанные М. Зангер идеи методы геноцида для сокращения
рождаемости в развивающихся странах, особенно тех из них, которые богаты
минеральными и энергетическими ресурсами.
В 1991 году IPPF открыла свое отделение в России (РАПС, Российская Ассоциация "Планирование семьи"), которая активно влияет на демографическую политику Российского правительства, использует для своих целей государственные средства, проводит занятия в школах по т.н. "половому воспитанию" и фактически лоббировала принятие государственной программы "Половое воспитание российских школьников".
РАПС, также как и МФПС, активно поддерживает аборты. К началу 2000 года РАПС имела более 50 филиалов по всей России.
В большинстве стран Европы и Америки не без участия МФПС А. разрешен: в Швеции (1946), Великобритании (1967), США (1973), Франции (1979) и др. странах. В некоторых странах А. запрещен, особенно исламских и католических Португалия,
Ирландия, Польша и др.). В России А. официально разрешен до 12 недель, но
действующие т.н. "социальные показания", введенные в действие приказом главы
правительства России В.С. Черномырдиным (приказ N 567 от 8 мая 1996 г.) делают
А., точнее искусственные преждевременные роды доступными на любом сроке
беременности. Перед этим "законом РСФСР о здравоохранении"в 1971 году были
расширены показания для аборта. В 1982 г. (Инструкция о порядке проведения
искусственного прерывания беременности), в 1988 г. (Инструкция о порядке
разрешения искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям)
были сделаны шаги по упрощению процедуры аборта, его доступности. От приказа к приказу показания к аборту расширялись. Благодаря последнему приказу В.С.
Черномырдина фактически поздний аборт, точнее преждевременные роды с убийством нерожденного ребенка стали доступны всем и на любом сроке. При прерывании беременности на позднем сроке рождаются дети, жизнеспособные вне тела матери. Они умервщляются после рождения различными способами, например, погружением в ведро с водой. Метод конвейерных убийств в медицинских учреждениях приводит к размыванию понятий добра и зла и среди медиков, и среди всего народа.
Существует либеральное движение за свободу А. Оно пользуется многочисленными лозунгами и доводами пропагандистского и демагогического характера: "свобода выбора", "право выбора", "свобода распоряжаться своим телом", "плод является частью тела матери", "нерожденный ребенок не является человеком" и пр. Очевидно, что под видом борьбы за свободу многие организации просто извлекают материальную выгоду из индустрии убийства нерожденных детей.

Любые доводы в пользу А. несостоятельны ни с религиозной, ни с научной точки зрения и носят скорее эмоциональный характер. С христианской точки зрения душа человека соединена с телом с момента зачатия и, следовательно, А. является
убийством, на каком бы сроке он ни проводился. Тем не менее, в церковной среде
существует узкая (пока что) прослойка людей, придерживающихся либеральных
взглядов, касающихся абортов. Такая тенденция свидетельствует о нравственной
деградации общества.

Римская Церковь, так же, как и Православная, строго осуждает А. Существует
довольно таки влиятельное и активное католическое движение против абортов,
входящее в движение Pro-life.
Доводы о том, что легализация прерывания беременности необходима для прекращения криминальных абортов не подтверждаются на практике. Криминальные аборты продолжают сосуществовать вместе с легальными, а общее число абортов и осложнений резко увеличивается.

Внутриматочные спирали и гормональные противозачаточные таблетки обладают абортивным эффектом, при их использовании оплодотворенная яйцеклетка не может имплантироваться к слизистой оболочке матки и погибает.

Многочисленные осложнения А. наблюдаются в 100% случаев и носят необратимый характер, вплоть до смертельного исхода: заражение крови, перитонит, потеря крови, ДВС (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови), шоковое состояние, рак молочной железы и пр. Наиболее частым осложнением после искусственного А. является бесплодие и постабортный синдром (ПАС) - комплекс психических осложнений, не затихающий с годами.

К отдаленным последствиям аборта относятся различные онкологические заболевания, гнойные воспаления придатков, стойкое нарушение менструального цикла, невынашивание плода (рождение недоношенных детей) и множество других.
В основном по причине А. около 20-25% супружеских пар в России бесплодны. Особенно опасен А. для молодых нерожавших женщин. После проведения аборта женщина в любом случае не сможет родить здоровых детей.

Вопреки бытующему мнению, частота А. не связана с экономическими факторами: связь между материальным благосостоянием семьи и количеством абортов не прослеживается. Напротив, в бедных странах семьи больше, а более богатые семьи стремятся к меньшему числу детей. Предложение конкретной материальной помощи крайне редко останавливают женщину, идущую на аборт. Наиболее богатые страны Америки и Западной Европы имеют очень высокий уровень абортов.
Аборт создает благоприятную почву для развития преступности (криминализация общества), делает его более жестоким, здоровью населения и нравственности наносится непоправимый ущерб. Давая согласие на убийство, общество начинает терять всякие морально-нравственные ценности. Одно из проявлений нравственного разложения общества из-за абортов - фетальная терапия, т.е. использовние частей тела и тканей нерожденных детей для омоложения богатых клиентов и для косметической промышленности.

Одна из проблем, к которым приводит распространение абортов - нарушения прав верующих. В медицинских институтах прерывание беременности должен делать каждый студент ("Книжка учета практических навыков студента V, VI курса", ВГМИ, 1988 г.). Т.е. гинекология становится запретной специальностью для всех верующих христиан.
Мнение о том, что использование противозачаточных средств является альтернативой аборту, ошибочно и не подтверждается практическими наблюдениями. Реклама контрацепции, особенно в среде подростков, приводит к увеличению числа А. Профилактикой А. в современных условиях является широкая церковная проповедь, укрепление семьи, противодействие т.н. "сексуальной революции", запрещение порнографии, хорошо поставленное религиозное воспитание молодежи, издание литературы против абортов, законодательное ограничение. Создание обществ православных врачей при больницах и мед. учреждениях, при епархиях. Хорошо зарекомендовали себя просветительские группы при приходах, занимающиеся данной проблемой. За рубежом противодействием абортам занимается движение "Pro-life", состоящее из многочисленных организаций.
Число А. в России 2 469 198 (1996 год). Из трех беременностей две заканчиваются убийством нерожденного ребенка.
С 1993 года в России существует православное движение против абортов "Жизнь".
Литература
1) Овидий "Элегии и малые поэмы" изд."Худ. литература", Москва, 1943г. ОВИДИЙ (Ovidius Naso) Публий Овидий Назон
2) Материалы центра "Жизнь"
3) В. А. Голиченков, Д.В.Попов. Заявление кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ 03.09.93
4) Евангелос Леккос. Аборты. Центр "Жизнь", 1997
5) Священник Александр Захаров. "Слово об абортах", СПБ, 1997
6) Dr. And Mrs J.C. Willke. "Abortion. Questions and answers". 1985. Library of
Congress Card Catalog #85-060144
7) Dr. And Mrs J.C. Willke. "Handbook on abortion". 1971
8) Maureen Long "Birthright?" Abortion. Religious aspects. Christianity. UK,
Triangle SPCK
9) Валерия Протопапас "Аборты, икономия и "тяжелые случаи". Центр "Жизнь, 1998.
10) Клятва Гиппократа.
11) Джордж Грант "Ангел смерти" Биография основательницы "Ассоциации
Планирования Семьи" Маргарет Зангер (Сокращенный перевод с английского) Изд-во "Просветитель"
12) Справочник врача женской консультации Минск, Беларусь, 1983
13) Оперативная гинекология. М. Мед. 1990
14) Акушерство М. 1957
15) Неотложные состояния. Под ред. Чазова
16) Секретные планы нацистов в Восточной Европе. Нью-Йорк, 1961
17) Силуянова И.В.. Современная медицина и Православие.
18) Аристотель. Политика
19) Римский Папа Иоанн П. II. Humanae vitae.
20) Шабад Т. Медобозрение 1911 № 2
21) Стенограмма XII Пироговского съезда. "Русский врач". 1913, № 28) Зеньковский
В.В. прот. История русской философии. Париж, 1950.
22) Либерман Я. Изгнание плода. Терапевт. Обозрение 1914, № 5.
23) Соловьев З. Аборт. М. 1970
24) Каноны, или книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и
поместных.
25) Даллин А. Немецкое правление.
26) "Нравственное богословие для мирян". ( Протоиерей Евгений Попов. СПБ 1901.)
27) Катунский Э. Мед. беседа. 1900 № 7

Вверх