Шаблоны Joomla 3 тут

Великий пост и приготовление к нему

Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница), двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина.

Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели мытаря и фарисея . С начала третьей седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, в просторечии масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За три недели до Великого поста, в воскресенье, когда читается на литургии евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью - книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста.

Накануне воскресенья, которое получило название "Неделя о мытаре и фарисее", на всенощном бдении поют особую покаянную молитву "Покаяния отверзи ми двери...". Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

"Неделя о блудном сыне" – вторая подготовительная неделя. В воскресенье  за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение "На реках Вавилонских...".

"Неделя мясопустная. О Страшном суде" – третья подготовительная неделя. В воскресенье читается евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей. Сплошная седмица, без мяса. 

"Неделя об Адамовом изгнании" – прощеное воскресенье . В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие, в знак искренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников); а в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Основные из них следующие :

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА. Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо – это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия – восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

ВТОРАЯ СЕДМИЦА. В субботу поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия - поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА. В субботу поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим". Крест остается в центре храма всю неделю.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ. Эта седмица более строгого поста, чем 2-я и 3-я. В среду – преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА. В среду вечером "Мариино стояние". Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается канон Андрея Критского. Ради этого литургия Преждеосвященных Даров совершается в четверг. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА. В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после его смерти, – Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Строгий пост. Богослужения все особенные.

Светлое Христово Воскресение – ПАСХА.

В первые три дня поются особые песнопения: "Се Жених грядет в полунощи..." и "Чертог Твой...". Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, небесным Женихом душ наших, в Его Царствии – прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий Четверг воспоминается Тайная Вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения – Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти "12 евангелий" и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений "12 евангелий", называют "четверговой" и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую Пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы – вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую Субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и о Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день ночью начинается освящение пасхальных яств – куличей, пасок, яиц, мясов. Освящение может быть продолжается на Пасху.

Вверх