Здесь нашел интересный обзор

Суббота второй седьмицы поминовения усопших

Не напрасны, бывают приношения за усопших,
не напрасны моления, не напрасны милостыни:
все это установил Дух Святой, желая,
чтобы мы получили пользу друг через друга.
Святитель Иоанн Златоуст.


Причина установления родительских суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане. Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинной взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут своей цели, добродетель потеряет свою силу. Поэтому Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.


Другая причина заключается в том, что в великопостные дни кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в упомянутые дни. Суббота в библейском понимании - это "день покоя", поэтому мы и молимся об упокоении родных и близких в селениях праведных.
У Бога все живы. Церковную жизнь проникает живое сознание и чувство, что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной форме, чем на земле. Поэтому не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви странствующей. Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, господе нашем (Рим. 8, 38). Отшедшие нуждаются только в одной помощи со стороны своих братьев - в молитве о прощении грехов. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти (1Ин. 5, 14-16). В соответствии с этим наставлением апостола и Церковь молится о всех своих чадах, которые умерли с искренним покаянием. Молясь о них, как о живых, Церковь следует словам апостола: живем ли - для Господа живем; умираем ли для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14, 8-9).
Отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из слов Самого Господа: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 32). Равным образом из слова Божия знаем, что Господь имеет ключи ада и смерти (Откр. 1, 18), следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу умилостивительной Бескровной Жертвы, приносимой за усопших.

Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа (Ин. 14, 13-14) и силою Его крестной жертвы, принесенной во избавление за всех. Эти теплые молитвы способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием молитв и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца, при благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны и молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности и погасивших в себе дух Христов (1 Сол. 5, 19).
Конечно, на земле неизвестно, какой участи подвергается каждый по своей смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна. Если наши усопшие ближние удостоились Царствия Небесного, они отвечают на молитву о них, ответной молитвой о нас. Если же наши молитвы бессильны помочь им, то, во всяком случае, они не вредны для нас, по слову псалмопевца: молитва моя возвращалась в недро мое (Пс. 34, 13), по слову Спасителя: мир ваш к вам возвратится (Мф. 10, 13). Но они полезны для нас. "Если кто-нибудь, - замечает святой Иоанн Дамаскин, - хочет помазать больного миром или каким иным священным елеем, то сперва делается причастным помазанию сам, то есть помазующий, а потом помазует больного: итак, всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему: ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела, по слову божественного апостола".
Закон Божий.

ПЕСНОПЕНИЕ ПАНИХИДЫ

Тропарь, глас 5

Упокой, Боже, рабы Твоя, и учении я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют ако светила: усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.
"Упокой, Боже, рабов Твоих и дай им место в раю, где сонмы святых, Господи, и праведники сияют, как светила. Усопших рабов Твоих упокой, невзирая на все их согрешения".

Стихира, творение святого Иоанна Дамаскина глас 3

Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. Темже Христу безсмертному возопиим: преставленнаго от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище.
"Все человеческое, что не остается после смерти - ничтожество: не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть - и все это исчезло. Поэтому воскликнем бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся!"

Тропарь, глас 4

Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
"Спаситель! Упокой души рабов Твоих с духами праведников, достигших совершенства, храня их в блаженной у Тебя жизни, Человеколюбец!"


О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве - дело весьма богоугодное и полезное.
Святитель Григорий Нисский

Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...
Святитель Филарет Московский

Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская Церковь.
Из Посланий Восточных Патриархов

Иерей смиренно молит благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял на лоно Авраама, Исаака и Иакова, в место "отонюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание", презирая Своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.
Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский

Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к Себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!
Святитель Иоанн Златоуст

Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.
Святитель Филарет Московский

ЖИВИ В БОГЕ

На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: "Живи в Духе!", "Живи в Боге!"
Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?!
"Живи в Боге!" - в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех - и мертвых и живых - объединяет Христос; и все мы - мертвые и живые - живем во Христе. Какая радость жить во Христе!
Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.
Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
Ответ один: нам нужно не грешить. Все, что противно Господу, что Он ненавидит, того ты не должен делать (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни так, как Он поступал. Чтобы Христос пребывал с нами, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.
И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу и тем полнее будет наше пребывание с Богом и в Боге. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность находиться в общении с нашими усопшими.

Вот тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребывающим в нас Христом Богом, можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И эта молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей и исполняет ее, видя, с каким усердием, с какой любовью мы домогаемся прощения грехов усопшим и упокоения их вместе со святыми.
Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).

Хотите сами обрести по смерти упокоение со святыми? Стремитесь уже теперь, живя на земле, проводить праведную жизнь: исполнять заповеди Божий, творить милостыни, окормляться святыми Таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не грешить.
Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими? Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих.
Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом, когда мы сами удостоимся помилования от Бога.
Господи, помилуй нас грешных! Сподоби, Господи, впредь без греха сохранятися нам! Сподоби жить по заповедям Твоим, по воле Твоей, и услышь нашу молитву об усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.

Слово в Родительскую субботу в неделю 2-ю Великого поста


О молитве за усопших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленые братия и сестры, вы хорошо поступили, что пришли сегодня в храм, собрались, чтобы вознести совместно свои горячие молитвы к Престолу Божию об отшедших отцах, братиях, сестрах и всех сродниках наших, о всех скончавшихся православных христианах. Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них, потому что для них это очень хорошо и для нас от этого великая польза. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ближним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, чтоблаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы.

Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих Апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние". Святые Отцы и учители Церкви всех времен проповедовали вслух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда всеобщего.

Святой Иоанн Златоуст говорит: "Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас". И у блаженного Августина читаем: "Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны... Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу. Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавила их от мучительного состояния. Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III века Перпетуей. "Однажды, - пишет мученица, - в темнице во время общей молитвы, я нечаянно произнесла имя моего умершего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение. Вижу, будто из темного места выходит Динократ в сильном жару и измученный жаждою, нечистый видом и бледный; на лице у него рана, с которою он умер. Между мною и им была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться.

Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках. Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице, с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление: место, которое прежде я видела темным, стало светлым, и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду. На краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела, что он освободился от наказания"". Блаженный Августин в пояснение сего повествования говорит, что Динократ был просвещен святым крещением, но увлекся примером отца язычника и был нетверд в вере, и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений. За такую неверность святой вере он терпел страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них.

Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, пособиями ее участь умерших грешников еще может измениться на лучшее. Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых.

Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий, не будем же невнимательны к воле Благости Небесной, не будем жестоки и к ближним своим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы. Ведь разве будет к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным Кровию Его? Останемся ли мы и воистину христианами, если не будем творить дел любви?

Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы не ныне, так завтра непременно отправимся вслед за ними в другую, вечную жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в нем, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою.

Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же напротив имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное неслиянное единство, она во все время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие. Тело наше участвует в жизни как бы поневоле, будучи приводимо в движение силою души, всегда тяготя ее своей леностью. Душа, напротив, всегда продолжает свою независимую жизнь и деятельность, даже когда деятельность тела останавливается сном или болезнью, или смертью. Вера в бессмертие души существовала во всех народах и во все времена, даже среди языческих и диких племен.

Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст:и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). И в другом месте Премудрый говорит:Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил. Весь Новый Завет - утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее Воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он пришел в мир для того, чтобывсякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15); и еще:истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8, 51).

Господь заповедует всем христианам, в особенности же проповедникам слова Божия:небойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф. 10, 28). Этим Господь ясно говорит, что душа бессмертна. И апостол Павел также пишет:ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5, 1).

Истину бессмертия души человеческой должен признать и самый здравый смысл человеческий. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремится? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные наслаждения на земле и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной напрасно думает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями и забавами, но все это оставляет в душе одну только пустоту, томление духа, и человек ищет каких-то новых наслаждений и опять не находит в них отрады.

Все это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды блаженства. Бог для того-то и пробудил в душе человека сию ненасытную жажду, чтобы через то указать ему на другую, лучшую жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия.

А если обратить внимание на способность нашей души к познанию? Как обширен круг человеческих познаний, какой обширный запас предметов заключает в себе память, какое бесконечное пространство в один миг пробегает воображение, какие высокие предметы воспринимает и объясняет рассудок! И чем обширнее круг познаний человека, тем большая пробуждается в душе жажда к приобретению их. Что означает эта ничем неутолимая жажда человека к познанию, как не то, что полное насыщение души познаниями должно произойти лишь там, за гробом?

Если обратить внимание на самую жизнь человека, то и в ней можно найти важное доказательство бессмертия души человеческой. В чем проходит большая часть жизни человека? Не в скорбях ли и бедствиях? Иной борется с болезнями, другой с несчастьями, иной страждет от бедности и лишений, иной переносит злобу врагов своих или терпит скорбь от их зависти и клеветы. Трудно найти человека, который бы не был знаком с несчастьями, который бы мог сказать: я счастлив и блажен! А сколько таких страдальцев, которых еще с самой колыбели встречают скорби и болезни и не расстаются с ними до самой могилы! Как же себе объяснить цель человеческого бытия, если отнять у души ее бессмертие? Ужели участь бессловесных животных и человека одна и та же? Чем же тогда человек превосходит бессловесных животных? Разве лишь тем, что он больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные... Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря:когда земной наш дом разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Аминь.

Вверх