Интернет-магазин nachodki.ru

Крестопоклонная Неделя

Отвергнись себя.
Слово в 3 неделю Великого поста, Крестопоклонную

Один знакомый протестант как-то говорил мне с легким укором: "Как легко быть православным! Нагрешил - покаялся - пошел дальше грешить. Зашел в церковь, помянул "за здравие", "за упокой", поставил свечку - и все в порядке. А там - живи, как знаешь". Возражать на это трудно. У многих из нас так и есть. На груди - крестик, в кармане - "Живый в помощи...", в уголке - иконочки, перед ними - лампадочка. Вот и все Православие. Пришел праздник - сходим в храм, а потом - за стол (а чаще - сразу за стол). В Крещение - берем водичку, в Пасху - красим яички...

Если бы действительно в этом и состояло православное христианство, то правы были бы все те, кто считает его христианством искаженным и извращенным. Но, слава Богу, Православие состоит не в этом. И хотя нам бесконечно дороги обряды, обычаи, все внешние формы благочестия, но не в них главное. Главное же в Православии - Христос. Чем ближе мы к Нему, чем лучше мы Его знаем, чем больше мы Ему доверяем, чем более мы Ему верны - тем более мы православны.

Быть православным - значит следовать за Христом. Об этом напоминает Церковь в середине Великого поста, когда в центр храма выносится Крест Господень и когда на Литургии звучат властные слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

"Кто хочет идти за Мною..." А кто не хочет? Таких очень много. Не хотят все неверующие, и в этом нет ничего удивительного. Какой смысл идти за Тем, в Кого ты не веришь? Но мы, верующие, хотим ли мы следовать за Христом? Время вновь задать себе этот вопрос сейчас, на полпути к Воскресению. Хочу ли я следовать за Христом и следую ли? Вероятно, все мы, отвечая, разделились бы на три группы: те, кто не хочет; те, кто хочет, но не получается; те, кто действительно следует за Ним. Первые - вовсе не христиане, хоть и называются таковыми. Последние - святые. Большинство же из нас - посередине, среди тех, кто хочет, но не удается; пытается, но не выходит.

Нам дорог Христос, мы с волнением читаем Евангелие, восхищаемся святыми. Заповеди Христовы для нас не пустой звук, а подлинно "глаголы вечной жизни". И все же дальше желаний быть настоящими христианами дело часто не идет. Почему? Преподобный Серафим Саровский объяснял: "Не хватает решимости".

Но на что нужно решиться? С чего начать следование за Христом? Господь отвечает: "Отвергнись себя!" Как? Мы ведь так любим себя, так дорожим собою, так возимся с собою и так себя жалеем. А тут - отвергнись себя! Неужели перестать себя любить? Возможно ли это?

Думаю, что нужно и любить себя, и, тем более, уважать. Но только правильной, настоящей любовью. Я знаю, что во мне есть образ Божий и есть то, что его искажает. И я знаю, что настолько испорчен, немощен, несовершенен, что образа Божия во мне почти не разглядеть сквозь всякие наслоения, и эти наслоения так обильны и рельефны, что кажется, будто в них-то и есть весь я. Мое подлинное "я", прекрасное и богоподобное, сокрыто и забыто; но его-то и нужно любить, уважать, его-то и нужно очистить и восстановить в изначальной цельности и красоте, а потому отвергнуться ото всего, налипшего на душу, привнесенного в нее падшим миром, лежащим во зле. Возненавидеть самость, эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее Небо и тянущее к земле.

Отвергнуться себя - значит понять, что не все, что во мне, - это я, что у меня нет выбора: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал, засиял, изобразился Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас. Или отвергнуться себя такого, какой я есть, - порочного, самолюбивого, страстного - или отвергнуться Христа. Мы же часто хотим быть и со Христом, и со своими пороками. Мы, обманывая себя, как бы говорим: "Завтра, Господи, я постараюсь быть таким, каким Ты хочешь меня видеть, а сегодня разреши мне еще побыть таким, какой я есть". Но в последнее воскресенье перед Постом мы читали призыв апостола Павла: Наступил уже час пробудиться нам от сна (Рим. 13, 11). И если мы все еще говорим: "Завтра, завтра...", то скажем, наконец, теперь, когда Церковь поклоняется Кресту: "Сегодня".

"Сегодня, Господи, я начинаю жить не для себя, а для Тебя и ближнего моего, сегодня я отвергаюсь себя, беру крест свой и следую за Тобой".

Слово в Неделю 3-ю Великого поста.

Приидите вернии, животворящему древу поклонимся

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся... - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "...Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14, 6).

Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.

А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста.

Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взращено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу,- претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери.

Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

Присмотритесь, други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто она кончается духовной смертью намного раньше смерти физической. Зло и грех пожирают в человеке все человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.

Крест свой может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут вослед Христу.

Христос Спаситель наш "...грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1 Петр. 2, 24).

Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах* (*Рамо, рамена - плечо, плечи) тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.

И сегодня у Креста Господня - благовествуемое Святое Евангелие и с Креста Господня - вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф. 16, 24).

Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке* (* зрак - вид, образ), смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.

Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией. Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.

Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум - совершеннейшим неразумием.

Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.

Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее.

А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.

Крест - орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест как преступника Закона Божия, ведь мой плотской человек, любящий покой и беспечалие, моя злая воля, мое преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятся живительному Закону Божию.

Я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа претерпеваемые, усвоят меня Христу, и я стану участником Его земной участи, а значит, и небесной, вдохновляет на подвиг, на терпение.

Крест Христов, гвоздие, копие, терние, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть. "Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?"

Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем несравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он ни был.

Взять крест - это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.

Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг - это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги). Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,- это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе,- это саможаление снимает тебя с креста.

Свой крест - это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.

Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.

Да, у каждого человека - крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.

"Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего",- молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.

И, дорогие мои, так неприметно начинается в нас новая жизнь, когда уже "...не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире - покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоны и слезы. Жизнь самая прискорбная славословит Господа и отвергает от себя всякий помысел жалобы и ропота.

Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.

Крест - есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им.

Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.

Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.

Дорогие мои, воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.

Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в Неделю 3-ю Великого поста - Крестопоклонную.

О несении Креста.
Иеромонах Григорий (Побожин)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы почитаем Крест Господень. Сегодня Крестопоклонная Неделя, которая будет продолжаться в течение всей последующей седмицы. Крест нас окружает практически всюду, имеется ввиду изображение Креста: мы видим его в Церкви, дома, то есть Крест - это нечто обычное в жизни христианина. Мы осеняем себя крестным знамением, мы крестим что-то, освящаем что-то, во всех богослужениях участвует крест, крестное знамение.

Но Господь сегодня нам напоминает, что это не только символ нашей христианской жизни, это еще и символ, орудие нашего спасения. Господь говорит: "Кто хочет идти за Мною, тот пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и пойдет за Мной". Здесь мы видим как бы три момента: нужно, прежде всего, отвергнуться себя, потом взять крест свой, и потом уже пойти за Христом. В нарушении какой-то части этой последовательности заключается и нарушение нашей христианской жизни. Например, можно взять крест свой и не пойти за Христом, или взять крест свой, но не отвергнуться себя. В этом случае жизнь христианина становится ложной, она превращается в какой-то миф о христианстве...

Часто в нашей жизни случается так, что мы не несем крест Христов, а тянем жизненную лямку, переносим скорби, которые сами себе устроили и называем это своим крестом. Мы расхлебываем свои собственные грехи, свою собственную, может быть, не совсем удачную жизнь, и называем это крестом, который мы несем. То есть "нести крест" стало для нас, к сожалению, некой литературной метафорой, семизмом, который мы используем для того, чтобы каким-то образом сгладить свои собственные проступки. Мы прекрасно понимаем, что в каких-то моментах своей жизни виноваты сами, что-то сделали не так - и вот, в результате каких-то последовательных действий, что-то в нашей жизни приобрело такие формы, которые нам хотелось бы изменить. Но мы продолжаем упорно называть это своим крестом, хотя ничего такого крестного в этом нет, потому что мы сами, повторюсь еще раз, в этом виноваты.

Это очень важный момент, потому что нести крест Христов - это не значит совершать какое-то скучное действие, тягостное, обременительное... Совсем не так! Призывая к тому, чтобы нести крест свой, Господь призывает нас быть ответственными за свои поступки, и не только... Он призывает нас к тому, чтобы мы жили полной христианской жизнью. Почему? Потому что жизнь во Христе - она все равно, так или иначе, будет в какой-то степени исполнена бедствий, и быть может, даже страданий. И не потому, что у того, кто становится христианином, у того становится больше проблем, больше искушений. Ничуть не меньше проблем, и того, что мы называем искушениями, у человека мирского и даже неверующего. Почему? Да потому, что природа вся, мир, окружающий нас, искажен грехом, и никуда от этого не деться ни одному человеку. То есть человек, даже живущий без Бога, должен быть ответственным, для того, чтобы хотя бы выжить и сохранить себя.
Быть ответственным - это общечеловеческий термин, не религиозное требование, с которым обращается к нам Христос. Вы слышали знаменитый рекламный лозунг "Бери от жизни все". Многие следуют ему... Все нужно в жизни успеть попробовать, все испытать... Я недавно слышал такой тезис, христианское толкование этой рекламы - "Бери от христианской жизни все". Потому что жизнь для христианина - это, прежде всего, жизнь во Христе. Можем ли мы брать от той жизни, которую нам предлагает Христос, все? Ответ в данном случае, конечно, утвердительный. Все, что предлагает нам Христос, и в первую очередь, Самого Себя в таинствах, мы можем и должны с благодарностью принимать. Это и есть жизнь во Христе. И когда мы именно таким образом относимся ко Христу, когда мы принимаем от Него все, тогда и начинается в нашей жизни несение креста. И тогда наша жизнь становится более возвышенной, когда мы посвящаем себя Христу. Тогда наши невзгоды, наши беды, наши страдания, даже искушения наши становятся действительно несением креста, когда мы наполняем себя Христом, в первую очередь.

"Без бога - не до порога" - известное выражение. Крест, несение креста - это состояние души. Мы идем вместе со Христом... В нашей жизни случаются многие неприятности, но главное, чтобы это не было каким-то тягостным состоянием в нашей жизни, каким-то таким "ну вот опять со мной что-то произошло", "ну вот опять что-то случилось". Все препятствия на нашем пути во Христе мы должны встречать с радостью. Прежде всего, в христианине должна быть радость. И как сочетать эту радость с испытаниями? Как сочетать радование во Христе с теми бедами, которые с нами происходят, какими-то нелепыми ситуациями, которые кого-то могут приводить к раздражению и даже к депрессиям, унынию, тоске? Как? Нужно воспринимать все, что с нами происходит как то, что нам дает Христос для того, чтобы мы стали еще чуть-чуть лучше, как нечто для нашего испытания. Мы говорим: "Невозможно жить - сплошная суета. Нас одолели эти мелочи, которые отвлекают нас от того, чтобы посвятить себя Богу". Да ни в коем случае! Мы сами себя обманываем, когда говорим, что мы погрязли в суете. Точнее, мы правы в том, что это именно мы погрязли в суете. Но на какую-то мифическую, абстрактную суету мы сваливаем собственное нежелание что-то менять в своей жизни, собственное нежелание идти со Христом, собственное нежелание нести свой крест, тяготение своим крестом. Нет зачастую в нас радостной встречи с препятствиями, нет ощущения жизни во Христе, момента ощущения той Истины, Которая сейчас перед нами, даже в нас. Мы теряем Бога (не побоюсь этого выражения!)... очень трудно нам сделать так, чтобы Господь захотел остаться в нашем сердце и обитель там сотворить. Наша суета мешает нам это сделать.

Братья и сестры! Когда Господь нас призывает взять крест свой, Он призывает нас не только быть ответственными, не только быть искренними перед собой и ближними, не только быть хорошими и добрыми христианами, которые регулярно участвуют в таинствах, ходят в Церковь, Он призывает нас быть прежде всего людьми. Быть людьми честными по отношению, во-первых, к Богу, во-вторых, к ближнему, и уж к себе, естественно, и вообще ко всему окружающему миру. Он призывает нас не прятаться от того, что постигает нас в жизни, не искать какое-то удобное место в христианстве, какую-то удобную пещерку и там спрятаться; окружить себя набором каких-то христианских псевдодуховных телодвижений, как-то, хождением регулярно в Церковь, исполнением какого-то молитвенного правила и т.п., и все. Мы зачастую как будто отдаем Богу десятину: "Вот, Господи, я хожу раз в неделю в Церковь, читаю утром и вечером молитвы, и будет с меня - я хороший христианин". Нет! Если ты так говоришь или думаешь, ты - не хороший христианин... потому что ты свой крест создал себе сам. Тебе неважно, какой крест предлагает Господь. Ты сам себе его придумал! "Вот я буду делать то, то и то, и это для меня - христианство". Мы придумываем себе христианство, придумываем себе крест, и с удовольствием и радостью несем его... Потому что он легкий, мы его сами себе придумали. А Господь, желая нашего спасения, пытается возложить на нас именно тот крест, который нам нужен. И мы начинаем стонать: "Боже мой, как его можно вынести", тем самым неявно хуля Бога, обвиняя Его в том, что Он не знает, каким должен быть для нас крест.

Крест связан с понятием спасения. Обратите внимание, что зачастую для нас спасение - это какое-то абстрактное понятие, это где-то далеко, в будущем, это все, что Иоанн Богослов в Апокалипсисе написал, и нас это, по большому счету, не очень-то и касается. Вот такие ужасные мысли нередко можно услышать. Наше спасение, оказывается, абстрактно для нас. Мы оставляем его на конец нашей жизни. Это опять же неправильно. Почему мы должны задумываться о духовной жизни, когда жизнь подошла уже к концу? Спохватываемся, начинаем вспоминать какие-то свои грехи, сорокалетней давности.

Христианин - это человек, ответственный здесь и сейчас. Он здесь и сейчас предстоит перед Богом, здесь и сейчас предстоит перед Истиной, жаждет этой Истины, жаждет идти вслед за ней. И поэтому нужно не только брать крест свой, но еще и последовать за Христом, нашим Руководителем. Потому что без Руководителя мы будем руководствоваться своими собственными мыслями, своими собственными желаниями, своими собственными страстями, и известно, куда это все может привести. Христос же хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины.

И вот об этом сегодня совершает Церковь память. Не только о том, что Господь был распят на кресте, воскрес и вознесся, но и о том, что каждому из нас предстоят в жизни и крестные страдания, и смерть, и воскресение. Смерть - это неотъемлемая часть жизни христианина. Без креста нет воскресения, без смерти нет воскресения, без жизни со Христом нет воскресения, без жизни со Христом нет нашего спасения. Наш путь является тупиком без Христа. А Господь, повторюсь еще раз, хочет, чтобы все мы спаслись и пришли к познанию Истины, то есть Христа. Аминь.

Вверх