Интернет-магазин nachodki.ru

Воскрешение праведного Лазаря - образ будущего воскресения из мертвых

За время Своей земной проповеди Спаситель сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли погребать. Нужно думать, что это было на второй день после смерти юноши. У иудеев был обычай, сохранившийся и доныне, — хоронить усопшего на следующий день после его кончины (не так, как принято у нас — погребать на третий день после смерти). Долго предаваться печали над телом умершего не позволяет жаркий климат Палестины — тело быстро подвергается тлению. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И, наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря Четверодневного.

В тропаре праздника есть такие слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Воскрешение Лазаря не было для Господа каким-то, так сказать, этапом духовного развития, как бывает у святых людей и подвижников, которые, восходя «от силы в силу» (Пс. 83, 8), достигают особенного духовного состояния и становятся способны творить великие чудеса. Спаситель совершил это чудо ради нашего уверения в том, что когда-то будет всеобщее воскресение из мертвых.

Обратите внимание, что случаи воскресения происходили на глазах многих очевидцев. Например, при воскрешении Спасителем сына наинской вдовицы вместе с ней из города шла целая погребальная процессия. В маленьких городах часто все друг друга знают. Может быть, и тогда чуть ли не все жители Наина вышли провожать умершего, желая тем самым поддержать эту ставшую одинокой женщину. Кроме того, и за Самим Спасителем следовало много народа, поэтому свидетелями чуда были сотни людей. Свидетельства нескольких сотен человек более чем достаточно, чтобы увериться в истинности того, что описано в Евангелии.

Лазарь умер за четыре дня до того, как Господь пришел к его гробу. Поскольку Палестина — страна скалистая, то у иудеев был обычай хоронить усопших не в могилах, а в пещерах. Тело праведного Лазаря подверглось тлению, поэтому его сестра Марфа сказала: «Господи, уже смердит, потому что он уже четверодневен» (см. ст. 39). Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом, которого она горячо любила, — она не понимала, чт? Он на самом деле хочет сделать, и поэтому предостерегла отваливать камень от пещеры. Трудно говорить такие слова о родном человеке, но Марфа, как мы знаем из других евангельских повествований, была здравомыслящим, хозяйственным человеком.

При чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того, чтобы утешить Марфу и Марию и посочувствовать их горю. Видимо, их семья была известна, а Лазарь был молодым человеком, потому что, по Преданию, после своего воскресения он прожил еще многие годы и даже стал Кипрским епископом. И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, предвзято настроенные люди, — все они стали свидетелями воскрешения Лазаря. Когда он, подобно кокону, обвитый погребальными пеленами — как изображается на наших иконах, — вышел из пещеры, Спаситель сказал: «Развяжите его и оставьте идти» (см. ст. 44). Видимо, Лазарь испытал такое необычайное потрясение от пребывания в преисподней и возвращения к жизни, что в тот момент не мог ни с кем общаться и должен был уединиться. Впоследствии же, спустя немного времени, он возлежал с Господом Иисусом Христом за трапезой и вкушал пищу, что доказывало действительность его воскресения. Потому впоследствии иудеи хотели убить не только Господа Иисуса Христа, но и Лазаря, ставшего живым свидетельством Божественного происхождения Господа Иисуса Христа.


О ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЕ

С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна ( XI, 1-44 ) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.
Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аш,е оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.
Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. "Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны". В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиям. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз семь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, "уверяя нам два существа Своя", говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного". Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:
Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу. с благоговением и страхом (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря

Источник:
Прот. Г. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви., Минск, 2002 (по изданию 1901г.)

Вверх