nachodki.ru интернет-магазин

Оздоровление духа и совести народа

Данный отчет о соборном семинаре Спасо-Преображенской общины освещает актуальные размышления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по экологии духа и совести. Они адресованы руководителям государственных учреждений и учебных заведений, ученым, педагогам и священнослужителям.

В 1991 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, была опубликована в "Журнале Московской Патриархии" № 5-6 статья "К экологии духа", написанная на основе доклада, прочитанного им на Европейской экуменической ассамблее "Мир и справедливость" (Базель, 15-21 мая 1989 г.).

Эта работа обсуждалась на очередном соборном семинаре Спасо-Преображенской общины 8-19 августа 2009 года, состоявшемся в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии, возрожденном талантливой созидательницей игуменьей Георгией вместе с боголюбивыми и трудолюбивыми сестрами. Они за короткое время дали достойный пример возрождения России в наше трудное время.
В семинаре участвовали около 30 ученых, педагогов, специалистов, священников под духовным окормлением митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

Цель семинара состояла в рассмотрении актуальных ключевых вопросов, высказанных тогда митрополитом Кириллом мировой общественности и возможных путей их решения в современной действительности.
Задача нашего соборного семинара и настоящего отчета по нему заключается в привлечении особого внимания к выступлениям митрополита, ныне Патриарха Кирилла, по экологии духа и совести. Нам хотелось бы привлечь к решению этой актуальной проблемы ученых, государственных деятелей, священнослужителей и всех горячо любящих Россию людей. Ибо в этих выступлениях Патриарха Кирилла обсуждаются важнейшие современные проблемы и задачи России и человечества.

Во время 10-дневного семинара при работе в малых творческих группах было высказано много интересных мыслей и предложений. В данном отчете изложены главные тезисы Патриарха Кирилла, некоторые комментарии и соображения по ним.

Ключевые вопросы по экологии духа и совести

1. В чем состоит главная первопричина происходящих кризисов и бедствий как в России, так и во всем мире?

По мнению Патриарха Кирилла причина состоит в пагубной "подмене целей средствами". В связи с этим он ставит "фундаментальный вопрос: справедливость, мир и целостность творения – это средства или цель?" Этот вопрос потому стал так актуален в XX веке, что справедливость при устроении благополучной жизни людей, мир, как мирное сосуществование народов, и целостность творения – всего созданного Богом понимаются как средства. При этом забыли, что главная конечная цель заключается в обретении каждым человеком вечной жизни в Царстве Небесном. Ей должны быть подчинены все иные второстепенные цели. "Их ценность определяется тем, насколько они соответствуют или не соответствуют достижению цели конечной, насколько они могут служить ей, быть средствами ее достижения".

Что происходит, когда цели подменяются средствами? Митрополит Кирилл указывает общий принцип: "Если для достижения цели применяются средства, по своей сути противоположные цели, то такой цели никогда не достигнуть: средства заслоняют собой цель, и цель превратится в пустую риторику". Справедливость этого принципа иллюстрируется на важнейших явлениях жизни человечества.

"Например, если достижение мира предполагается осуществлять через довооружение, модернизацию и без того изощренного оружия, рост устрашения, милитаризацию космоса и т. д., то, видимо, мир достигнут не будет. Слова о мире просто станут частью политической риторики. Мир будет прочно заслонен иными целями, на достижение которых необходимо расходовать энергию, ресурсы, интеллектуальный потенциал, творческое вдохновение и жизнь людей. Поддержание мира "с позиции силы" требует слишком много энергии и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижение прочного мира в отдаленную и малореалистичную перспективу".

Другая теперь актуальнейшая мировая задача – это возрастание нравственности народа и сокращение его греховности.Если для достижения этой цели будут усиливать деятельность милиции и полиции, создавать ювенальную юстицию и т.п., то достижение цели будет отодвигаться, поскольку для этого в первую очередь нужно усиливать и расширять совсем иную деятельность – духовно-нравственное воспитание в семье, учебных заведениях, обществе и работу Церкви.

Подмена главной конечной цели средствами ее достижения приводит к потере жизненных ориентиров, нравственных ценностей и ограничений: "Многие люди просто перестали понимать, для чего они живут, и не имеют времени задуматься над смыслом жизни". В результате: "Новый порядок жизни утверждает свои собственные ценности, главные из которых материальные блага и власть… Они стали целью… Люди все более превращаются в "рабов потребления", стремящихся постоянно обновлять то, чем они обладают".

Для противодействия пагубным подменам целей средствами необходимо усиливать и расширять православное воспитание детей и народа, восстанавливать и укреплять утраченную человеком связь с Богом. Использовать богатейшие возможности русского языка и его основу – церковно-славянский язык, лучшие произведения русской литературы, народные и духовные песнопения, совершать богомолья по лучшим местам Святой Руси. И, конечно, должны быть конкретные дела и занятия: благотворительность, трудовые послушания, крестные ходы, православные лагеря под руководством опытных православных руководителей и тому подобное.

Необходимо создание толковых методических пособий по выявлению распространенных сегодня случаев подмены целей средствами и способов их устранения. Целесообразно использовать эти пособия в учебной и воспитательной работе, поскольку эти подмены являются очевидными индикаторами духовно-нравственного нездоровья и болезни общества.

2. В чем состоит духовная сущность кризиса в России и других странах?

Патриарх Кирилл отмечал: "Духовная сущность кризиса современной цивилизации воспринимается как отчуждение от Бога, друг от друга, от природы и разрушение целостности человеческой личности". Это связано с роковым пагубным изменением, произошедшим в сознании "передовых" людей, которые повели за собой человечество. "Со времени Возрождения отчетливо обнаружилась главная тенденция общественного развития: политика, экономика, наука, техника окончательно стали автономными сферами, не признающими над собой нравственного закона и духовного начала… Со времени Просвещения возникло и новое отношение человека к природе: люди (даже верующие) иначе стали понимать взаимосвязь Бога с природой. Секуляризация охватила не только человека и общество, но и природу, которая в сознании людей стала существовать сама по себе, без какой-либо связи с Богом… Из субъекта она стала объектом изучения и эксплуатации. Секуляризация общества, человека и природы, "научная картина мира", где нет места нравственному началу, привела к тому, что человек почувствовал, по словам В. В. Розанова, "страшную свободу". То была свобода от нравственной ответственности".

"Христос вернул нам утраченную свободу и возможность быть соработниками Творца, управителями твари… Это подразумевает возможность для людей развивать присущие им средства и способы познания и управления миром для заботы о творении… Человек призван к общению с Богом, к осуществлению в своем владычестве над природой воли Божией. Злоупотребление Божиим творением происходит тогда, когда человек отказывается от Богом определенного порядка Бытия, нарушает волю Божию и самого себя поставляет на место Бога. В таком случае человек перестает быть управляющим от имени Бога, начинает управлять от себя и для себя, подчиняя творение своим эгоистическим целям".

В это время появились лозунги и призывы: "Нам нечего ждать милостей от природы, взять их – наша задача". Далее Митрополит Кирилл отмечает: "Поставление человеком самого себя в центр жизни, в центр мироздания влечет за собой нарушение гармонии в отношениях с природой и с окружающими его людьми. Творение становится ресурсом удовлетворения безгранично возрастающих потребностей, а наука и техника – могущественными средствами овладения и использования этого ресурса".

3. Как быть с пагубными направлениями научно-технического прогресса?

На этот ключевой вопрос Патриарх дает следующий ответ:
"История показывает, что каждый новый виток технического развития влечет за собой новые непредсказуемые и опасные последствия для человека и природы. Но это совсем не означает, что нужно отрицать научные открытия… Ибо человеку не дано повернуть историю вспять. Бессмысленно отрицать науку, технику и всю современную цивилизацию. Их нужно не отрицать, а духовно овладеть ими, подчинить их духу.Для этого требуется новое этическое обоснование общественного развития, дабы природные ресурсы и достижения человеческого разума использовались в соответствии с нравственными намерениями".

Нам не нужны и вредны односторонние этические ориентации как антропоцентризм, лозунг которого – все для человека без учета вреда, причиняемого природе, или как натуроцентризм (новое язычество), лозунг которого сохранение естественной природы без учета нужд человека. Нам необходим теоцентризм. "Теоцентрическая этика, утверждая целостность, взаимозависимость и ценность всего творения, рассматривает природу и человека не как автономные и самодовлеющие начала, но как то, что обретает свой смысл и свое назначение в Творце. Такая этика, преодолевая антропоцентризм, не впадает в противоположную крайность, избегая акцента на автономное значение природы… Теоцентрическая этика призвана установить подлинный баланс в соотношении человека и природы… На основе такой этики становится возможным организовать людей для преодоления современных кризисов, ибо она… влечет за собой добровольное ограничение потребления, простоту жизненного стиля, осторожное использование науки и техники, уважение к жизни, экономное использование ресурсов и их справедливое распределение на благо всех… Дело в том, что теоцентрическая этика не ограничивается экологией. Она воспитывает уважение к жизни и свободе всех существ".

4. Как объединить усилия разных религий и идеологий в решении единой проблемы оздоровления экологии духа и совести?

Теоцентрическая этика, как справедливо отмечает митрополит Кирилл, встретит большие трудности при ее практической реализации, поскольку эта "этика религиозная и как таковая может быть неприемлемой". И здесь возникает очень важный вопрос:
"Каким образом, не отказываясь от принципов теоцентрической этики, христиане могут сотрудничать с людьми других религий и идеологий? На этом пути необходимо возникает вопрос о более широком, чем только межхристианский, о подлинно глобальном консенсусе. Единственно возможным консенсусом представляется консенсус нравственный, основанный на абсолютных нравственных ценностях, выходящих за границы мировоззрений и принадлежащих всему человеческому роду". Это возможно потому, что "этические нормы, заложенные Творцом в природу человека, едины и неделимы". Существует единый для всех народов естественный нравственный закон, состоящий из заповедей Моисея.

Другая основа для объединения людей разных религий и идеологий – совесть. "Общность совести объединяет всех людей и помогает им в отыскании истины и в решении нравственных проблем". Говоря об этой основе, митрополит Кирилл сразу предупреждает: "Хорошо известно, что совесть подвержена деформации грехом" и может сильно отличаться от чистой совести у разных людей. "Поэтому огромное внимание должно быть уделено сегодня экологии человеческой совести", т. е. созданию такой нравственно чистой среды проживания людей, которая бы не размывала, не искажала и не омертвляла совесть, а напротив – способствовала ее пробуждению, укреплению, очищению. "Именно поэтому, как никогда в прошлом, обостряется вопрос нравственного воспитания", которое бы реализовало нравственный консенсус для всех людей и народов. Для этого "необходимо выработать что-то, что условно можно было бы назвать универсальным этическим катехизисом XXI века. Такой катехизис должен включать в себя абсолютные общечеловеческие нравственные нормы, т. е. те нормы, которые Бог заложил в природу человека. В осознании незыблемости этих норм необходимо воспитывать детей и взрослых, чтобы они научились руководствоваться ими в отношениях с природой и друг с другом".

При изложении здесь и ниже следующих мыслей и соображений о теоцентрической этике, нравственных ценностях, нравственном воспитании, "универсальном этическом катехизисе", экологии духа и совести, имеется в виду, что их главная суть и основа заключаются в древнехристианском, а ныне – православном образе жизни. Только эта единая и наиболее близкая к Истине основа сможет наиболее продвинуть человечество в решении самой трудной, важной и неотложной проблемы оздоровления экологии духа, сохранения целостности, справедливости и мира. Говоря о международном сотрудничестве в решении этой проблемы, мы имеем в виду в основном научное и организационное сотрудничество, но ни в коем случае не экуменическое соединение в церковном богослужении и устроении, где должна сохраняться и расширяться Церковь, основанная Христом, Апостолами и построенная на положениях семи Вселенских соборов.

5. Что препятствует оздоровлению экологии духа и совести?

Во второй половине XX века стали все большее внимание уделять экологии природы и тела человека, но упустили из внимания вредное влияние окружающей среды на его самые важные части и свойства – дух и душу, совесть и религиозность. Митрополит Кирилл озабоченно сказал, что наряду с экологией природной среды существует более важная проблема – экология духа и совести человека, проблема создания и поддержания духовно и нравственно чистой среды проживания людей.

Важно еще отметить, что всеми теперь понимаемую и воспринимаемую близко к сердцу экологию природной среды невозможно нормализовать без оздоровления экологии духа человека, поскольку почти все экологические нарушения в природе есть следствия нарушений людьми нравственных заповедей.

Из-за весьма вредной экологии духа, на протяжении четырех поколений после 1917 года, доля воцерковленных, исповедующих православную веру людей в России сократилась во много раз. С другой стороны, сохраняется положительное отношение к Православию более двух третей населения России. Эти люди потенциально могут обрести горячую веру и нравственный православный образ жизни. Однако для них эта потенциальная возможность в связи с существующей неблагоприятной экологией духа не может стать реальностью, поскольку происходит постоянное искажение, ухудшение и умирание совести и религиозности человека от действия многих зловредных источников и факторов. К ним относятся:

1) Созданная в советский период система атеистического воспитания в учебных заведениях и всего населения, которая и ныне в большей части сохранена и успешно действует.
2) Многие законы и законодательные акты, а также исходящая из коммунистических традиций практика применения законодательных норм об отделении Церкви от Государства, не препятствуют или даже способствуют аморальному воспитанию и растлению населения. Пункт 4 статьи 2 Закона РФ "Об образовании" констатирует светскость образования в стране, а значит, невозможность участия Церкви в образовании и воспитании учащихся на всех уровнях обучения.
3) Растлевающие средства массовой информации и особенно телевидение.
4) Бездуховная аморальная, в основном зарубежная, массовая культура.
5) Духовная агрессия многочисленных псевдорелигий и сект.
6) Бесконтрольное распространение через Интернет аморальных, растлевающих материалов, широкое распространение компьютерных игр.
7) Безнравственная растлевающая мораль и образ жизни очень многих людей, которые стали нормой поведения и даже привлекательными антиидеалами, и др.

Этот список можно продолжить. Важно заметить, что большинство указанных отрицательных факторов появилось в последние годы. То есть их дополнительные пагубные плоды будут возрастать. Таким образом, Россию захватили и оккупировали разнообразные силы зла. Все возмущаются и стонут под их игом, но ничего поделать не могут. Интеллигенция, призванная быть ведущим слоем общества, бездействует. А тем временем силы зла наращивают свою мощь, используя для этого последние достижения техники и необозримые возможности современной науки.

Основная причина современного многостороннего кризиса в нашей стране заключается в потере большинством народа веры в Бога, связанным с этим падением нравственности и возникновением вредной экологии духа и совести, закрепляющей и усугубляющей негативные изменения в обществе. Дальнейшее духовно-нравственное падение приведет к прекращению развития и существования русской культуры, исчезновению русского народа и страны России, как исчезла когда-то великая держава Византия. Поэтому нормализация экологии духа и совести, духовно-нравственное оздоровление народа стали главной проблемой национальной безопасности России. Поскольку именно вредная экология духа является основной причиной нравственного кризиса и органически с ним связанного многостороннего всеобщего кризиса в нашей стране, только решение этой проблемы приведет Россию к новому социально-экономическому подъему и процветанию.

Ключевые задачи в решении проблемы оздоровления
экологии духа и совести

Актуальные научные исследования и разработки

Сегодня видятся следующие ключевые задачи и соответственно основные направления работы по нормализации экологии духа и совести.
Первая задача – соединение усилий Церкви и государства.
На протяжении всей истории России социально-экономическое благополучие народа, развитие культуры и защита от внешних врагов основывались на высокой нравственности и совести, которые были плодом согласованных совместных усилий Православной Церкви и государства. При этом здоровое нравственное состояние общества обеспечивало, с одной стороны, воспитание человека в Церкви, семье и учебных заведениях, а с другой – целенаправленные усилия государства, поддерживающие Церковь и создающие нормальное духовно-нравственное состояние людей.

Сегодня разоренная и ослабленная Церковь предпринимает большие усилия по нравственному оздоровлению общества. Однако эти усилия не дадут положительных результатов, если будет отсутствовать духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях и семьях, а главное – в связи с отсутствием усилий государства в этом направлении.
Главным камнем преткновения, мешающим государству активно участвовать в духовно-нравственном оздоровлении общества, является лукавая, исходящая от коммунистов практика толкования конституционных норм об отделении Церкви от государства, как вытеснения Церкви и веры из всех сфер жизни общества, что до сих пор препятствует соединению усилий Церкви и государства в деле нравственного оздоровления общества. Поэтому одна из главных задач спасения России заключается в прекращении этой бессмысленной и вредной для общества и государства практики, принятия законодательных актов, способствующих созидательному сотрудничеству Церкви и государства, и заключении договоров и соглашений по церковно-государственному сотрудничеству в различных сферах деятельности, в первую очередь о духовно-нравственном воспитании в учебных заведениях, воинских частях и правоохранительных органах.
Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи.

Чтобы не возникло проблемы "отцов и детей" и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время.

Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.

До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество, которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Н.И. Вавилов, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: "Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем". Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.
Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества: Во-первых, способности в области научно-технической деятельности, во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.

В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях. После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание. Для них закрыта высшая Божия истина. В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.

Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.
Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.

Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством. В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.

Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов – социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т.д. Благотворные – это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа, как заповедовал преподобный Серафим Саровский.

Третья задача – целевая подготовка кадров.
Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:
- духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;
- создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;
- церковно-славянский язык – основа русской культуры, литературы и православной веры;
- Святая Русь – главная сила России;
- христианское искусство и архитектура;
- церковное и народное пение;
- экология природы, духа и совести;
- проектирование и создание благотворных систем;
- организация связи и сотрудничества между государственными органами и религиозными конфессиями;
- использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.
В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.

Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно- технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл – ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар – лучшего проповедника Православия нашего времени – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам – народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт – иеромонах Роман (Матюшин):

Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой – Родина в опале.
Разгулялась погань – и просвета нет.
Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый – Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Отчет составил протоиерей Александр Половинкин, доктор технический наук, профессор, заслуженный деятель науки России
http://rusk.ru/st.php?idar=114840

 

 

 

 

Священник Александр Половинкин
http://rusk.ru/st.php?idar=114230

Нам необходима вера и культура предков
Доклад на конференции сообщества «ДелоРус» «Пути собирания Русского Мира», проходившей в рамках международного форума «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности»

Боль о судьбе России

Мы помним, что после 1917 года новое правительство России призывало народ, а многих жестоко заставляло забыть Бога. Прошедшие затем четыре поколения показали, что от этого мы имели больше вреда, чем обещаемых благ. Пора нам теперь, наконец, сделать вывод, что народу необходимо возвращаться к благодатной вере предков. Но этому есть много препятствий.

В России идет напряженная духовная война. Главные враги России в этой войне – наши грехи – нарушения нравственных заповедей, которые каждый день и каждый час нас разрушают и убивают. Это грехи:

- непочтение к родителям и учителям;
- нелюбовь к ближним и детям;
- сквернословие и осуждение;
- винопитие и курение, особенно среди женщин;
- распады семей и убийство детей в утробе матери;
- смотрение грехов на экране телевизора и их заимствование.
А также многие другие грехи.

Будем помнить, что при совершении любого греха выделяется сатанинская энергия зла, которая разрушает тело, душу, дух человека и нормальную жизнь в обществе. По своему существу многие грехи несут в себе и вызывают уголовные преступления. Теперь только от винопития погибает в России один млн. человек в год, а от убийства младенцев при абортах намного больше. Если суммировать трагические последствия всех грехов, то Россия теперь находится в состоянии невиданной крупномасштабной духовной и кровопролитной войны, ведущей к уничтожению народа и страны.

В ХХ веке у нас образовалась и выросла мощная темная сила, которая может нас победить и погубить – это наши грехи. Они нас покорят и уничтожат, если мы самоотверженно, как в Сталинградской битве, не будем им противодействовать. Поэтому сегодня как прежде актуально призывать:

Вставай страна огромная!
Идет жестокий бой.
С грехами – силой темною,
Война с самим собой.
Так стояли против врагов и грехов наши предки и побеждали их.

В прежние времена главной защитой от грехов было старание исполнять нравственные заповеди и страх Божий при их нарушении. Для этого существовало православное обучение и воспитание детей и юношества в семье и учебном заведении. Но его теперь, к сожалению, нет.

Теперь нам предстоит его возрождать после 90-летнего в 4-х поколениях отсутствия, когда нет укрепленных в православном образе жизни родителей, семей и учителей. Предстоит решать сложные задачи практического осуществления нравственного православного обучения и воспитания в школах и вузах, в семьях и трудовых коллективах. Это – важнейшая задача государства и церкви, к решению которой настойчиво призывает святейший Патриарх Кирилл.

Что представляют собой грехи и почему от них нужно не медля избавляться и защищаться? Они по вредности подобны заразной болезни, радиоактивным излучениям, отравляющему газу и т.п. Общество должно принимать решительные меры по защите людей от них.

Во-первых, каждому нужно стараться самому жить без грехов. Во-вторых, не быть равнодушными – останавливать ближних от всех нарушений заповедей. А если тебя не хотят слышать и слушать, призывай остановить грех любого человека, особенно военнослужащих – они защитники Родины и милицию – это их служебная обязанность.

Православное и нравственное обучение и воспитание народа в современных условиях – это самая трудная задача, поскольку ее решению противодействуют устойчивые привычки и хронические грехи окружающих людей, растлевающие СМИ и другие факторы. Решение проблемы нравственного и православного воспитания в современных условиях – это высокотворческое дело, которое потребует создания и реализации новых социальных и педагогических изобретений и нововведений на основе духовно-научного творчества. Поэтому особое внимание необходимо уделять этим подходам и методам.

Так, например, нами предложена маленькая книжечка – пособие по самоисповеди, в которой указаны примеры более 70 распространенных в настоящее время нарушений нравственных заповедей. Молодые люди с интересом читают ее с вопросом: "а какие у меня есть грехи?". При этом особое внимание уделяют выявляют хронических грехов, которые каждый день или часто происходят. А далее сосредотачивают свою волю и молитвы на их устранении.

И.А. Ильин и другие русские мыслители имеют многие идеи и разработки по православному воспитанию, которые нужно изучать и применять.
Наша Спасо-Преображенская община, в которую входят ученые, педагоги и специалисты из России, и Белоруссии, выпустила книгу "Как улучшить себя, свою жизнь и возродить Россию". В ней рассмотрены разнообразные подходы и методы решения поставленной проблемы. Книгу можно заказать по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
В заключение выскажем несколько важных мыслей.

Одно из перспективных направлений развития образования в России состоит в собирании творчески одаренных детей и молодых людей и освоении ими духовно-научного творчества с Божией помощью, что возможно только на православной религиозной основе. Так жили и творили выдающиеся творческие личности – М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.А. Ильин, И.И. Сикорский, П.А. Флоренский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.) и многие другие. Они наши учителя.

Следует еще иметь в виду, что наряду с многосторонним падением нравственности и вызванных им негативных последствий к нашей стране приближается глобальная катастрофа по аналогии с исчезновением православной Великой Византии, что показано в недавно вышедшем историческом фильме "Гибель империи. Византийский урок", который нам сегодня необходимо усвоить и думать, как избежать такой трагической участи нашей стране.

Особое внимание нам нужно уделить патриотическому воспитанию молодежи и народа на православной основе. Нам нужны деятельные самоотверженные патриоты Родины – новые Минины и Пожарские и подобные им личности.

Предмет Основы православной культуры нужно широко вводить не для "галочки". По своей важности это должен быть главный предмет учебного заведения, как математика, физика, литература и русский язык.

Еще отметим, что занимаясь восстановлением православной веры народа, нужно иметь в виду не только его духовно-нравственное оздоровление. Есть еще более высокая и важная задача – восстановление Святой Руси, которая образует главную силу и могущество России. В прошедшие три четверти века были уничтожены основные составляющие Святой Руси – храмы, монастыри, чудотворные иконы, святые мощи, а главное – живущие в православном образе жизни люди с их постоянной молитвой к Господу. Поэтому в настоящее время восстановление Святой Руси является важнейшим направлением возрождения и укрепления России.

В замечательной книге члена-корреспондента РАН Бориса Николаевича Кузыка "Святая Русь: время собирать камни" дано описание Святой Руси, а в ее названии указана цель работы – "время собирать камни". То есть настало время всестороннего восстановления нашей главной силы – воспитания сильных духом православных людей. Поэтому сегодня нам нужно в первую очередь заниматься православным воспитанием детей и молодежи, поскольку без этого невозможно делать более важное и нужное – создание и укрепление Святой Руси.

В последнее время Россия, слава Богу, имеет значительные достижения в восстановлении старых и строительстве новых храмов и монастырей. Это направление должно продолжаться. Но еще важнее теперь строительство храмов в душах людей – воспитание крепких православных христиан.

Изложенные предложения у некоторых могут вызвать несогласие и даже противодействие. Эти люди пока не понимают, что Отечество наше на самом деле в большой опасности, мы находимся на краю пропасти. А правительство наше не принимает решительных мер по спасению.

В такой ситуации появлялись Минины и Пожарские и спасали родину. Такие патриоты очень нужны сегодня в каждом месте, каждом деле. А те, кто не согласны и не хотят быть патриотами, – должны знать, что помогают темной силе поработить и погубить свой народа и страну.

Некоторые отмечают, что осуществление данных предложений требует больших средств, административных ресурсов и т.д. Все это у нас есть! И достаточно. У многих есть вера во Всемогущего Бога-Христа и Богородицу, любовь к Родине и вера в ее победу. У многих есть, что пожертвовать для спасения своего Отечества. Так было в России всегда, и мы побеждали.
Спасо-Преображенская община по благословению Высокопреосвященнейшего ГЕРМАНА, Митрополита Волгоградского и Камышинского
http://rusk.ru/st.php?idar=114230

 

 

 

http://rusk.ru/st.php?idar=16248
Вставай, страна огромная…
Многие россияне считают сегодня, что живем мы хорошо: хлебом и зрелищами обеспечены. И даже самые бедные люди и бомжи сытно питаются из мусорных ящиков, со свалок и на "подайте Христа ради". А доступный всем телеэкран веселит и забавляет круглые сутки. И мало кого, даже умных, интересует: куда мы идем, что с нами, нашими детьми и внуками и последующими поколениями будет?


Что есть грехи и каково их влияние
КАК известно, при совершении каждого греха выделяется энергия зла, которая, войдя в человека, остается в нем, если она не удалена на исповеди, и продолжает приносить вред человеку и его ближним: разрушает их телесные органы и духовное здоровье.

При совершении грехов энергия зла в человеке суммируется и накапливается, а приносимый ею вред возрастает. При повторении отдельных грехов они становятся хроническими, когда человек не может не грешить.

Многие недооценивают и даже легкомысленно относятся к своим грехам и заражению грехами своих ближних. Представьте себе, что ваш ребенок или взрослый близкий человек заражен и болеет несколькими грехами и не может при наличии соблазнов не грешить или ищет эти соблазны. Может ли в этих случаях ваша жизнь быть благополучной и счастливой?

Поскольку все мы более или менее умножаем и накапливаем в обществе энергию зла и мало от нее очищаемся, то наше общество становится все более озлобленным и криминальным со многими известными сегодня негативными последствиями. Поэтому духовно-нравственное воспитание народа стало важнейшей задачей России.


Духовно-нравственная эпидемия
В ПРЕЖНИЕ времена основная защита от грехов состояла в укреплении веры народа. Тогда большинство было крепко верующими православными людьми. А в наше время очень много крещеных, заявляющих себя верующими, но они почти все легко совмещают веру в Бога с грехами. И среди них очень мало тех, кто на самом деле исповедует веру, кто в ситуациях выбора, кому угодить, Богу и Отечеству или себе, угождают обычно своему греховному желанию.

Некоторые для защиты от грехов идут по пути жестких запретов и наказаний. Но запреты на совершение грехов и наказания за них обычно не дают желаемых результатов, поскольку духовная энергия зла поражает душу и сердце человека, непрерывно возбуждает и побуждает к сотворению зла.

По сравнению с началом ХХ века в наше время намного возросли количество, разнообразие, интенсивность и мощность соблазнов, вызывающих грехи и соответственно духовные болезни с их разнообразными и ужасными последствиями. По существу происходит невиданная духовно-нравственная эпидемия, в которой соединились и переплелись десятки различных духовных болезней. Это бедствие требует специального изучения и анализа, позволяющего охватывать и прогнозировать происходящую эпидемию, разрабатывать способы ее подавления, лечения и устранения.

Происходящие и возрастающие негативные явления, связанные с духовными болезнями, позволяют сделать вывод, что существовавшие в прошлом способы и средства их лечения и устранения теперь оказались недостаточными. Происходящий научно-технический прогресс при обезбоживании народа безжалостно способствовал возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека, заражения людей существовавшими и новыми грехами по закономерностям эпидемий.

Сравним людей России 2-й половины XIX века (о них есть много свидетельств) и в наше время. Тогда большинство народа боялось греха, старалось жить по заповедям, регулярно очищалось на исповедях. Тогда человек, встречаясь с греховным соблазном, старался избежать его и оградить от него ближних. А большинство современных людей, напротив, не боятся греха и даже кичатся им, а соприкасаясь с греховным соблазном, сразу соображают, какое "удовольствие" он может иметь, и делают попытку получить его.


Спасение наше – в покаянном исправлении грехов
СЕГОДНЯ у нас сильно отравленная экология духа, которая все более приводит народ в духовно больное состояние, в состояние хронической духовной болезни, когда человек не может не грешить. Это стало даже "нормой жизни". Поэтому у нас нет другого пути, кроме настойчивого самоотверженного духовно-нравственного оздоровления, поскольку другой путь – это мучительное вымирание народа в земной жизни, а затем у большинства – адские муки в загробной жизни.

Правильнее сказать: мы теперь находимся в состоянии жестокой духовной войны на уничтожение. Чтобы выжить и победить, мы вынуждены одолевать и побеждать свои грехи. Это наши окопы, наша Сталинградская битва. Это наша новая Отечественная война. Поэтому сегодня самая важная и актуальная проблема и задача России состоит в духовно-нравственном оздоровлении и воспитании народа. Но мы преступно равнодушно стали смотреть на творящиеся вокруг грехи, которые для народа и страны являются гибельными. Приводим легкомысленное оправдание: "так все вокруг живут, и в передовых странах это имеется" и т. п.

Многие даже разумные люди, вникая в происходящую в России духовно-нравственную эпидемию, к сожалению, убежденно говорят, что ее невозможно остановить и прекратить. Да, они правы, если не иметь надежды на Всевышнего и делать это без Божией помощи. Но если каждый из нас, как бы ни было трудно, начнет укрепляться в православном образе жизни и очищать себя и своих ближних от грехов, то появятся первые успехи и их возрастание. Главное здесь – не впасть в предательскую панику самому и других не заражать словами: "Да это невозможно, и пробовать нечего".

Мы должны со всей серьезностью признать, что невиданная, страшная, моровая духовно-нравственная эпидемия отравила все человечество. По откровению, полученному в XVI веке старцем Филофеем, спасение может дать только Россия как Третий Рим.

Если русский народ спасет себя от происходящей духовной эпидемии и победит темные силы растления, то мы станем самым сильным народом в мире, а Россия еще раз подтвердит, что она на самом деле Третий Рим, спасающий другие народы.

А если каждый из нас не совершит решительных действий в личном очищении от грехов, а все вместе – не остановим и не устраним национальную духовно-нравственную эпидемию, то русский народ и Россия исчезнут. В этих действиях должны объединить усилия государство, церковь и общественность. Церковь в последнее время уже многое сделала в этом направлении, но государство и общественность по разным лукавым причинам пока уклоняются от защиты и спасения себя и своего народа.

Вспомним и воспламенимся великими словами: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой" с врагом, сидящим внутри каждого из нас.

Преподобный Серафим Саровский призывает нас: "Спаси себя, и вокруг тебя тысячи спасутся".

Спасение наше – в покаянном исправлении грехов у себя и в окружающей жизни.

Сто лет назад Праведный Иоанн Кронштадтский при кончине завещал нам: "Русский народ, ты забыл, что ты русский?! Если не будет покаяния у русских людей, конец мира близок".


Который день, который год страна моя во мгле,
Как будто бедный мой народ не на своей земле,
Без объявления войны нас ловко взяли в плен,
Но Бог велик, и скоро мы поднимемся с колен!

Николай Мельников


Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить
На земле родимой – Родина в опале.
Разгулялась погань – и просвета нет.
Где ты, старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый – Пересвет.
Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за веру, за Русь станем все как один.
Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,
Только образ Пречистой да Спас впереди.

Иеромонах Роман (Матюшин)


Молитва Спасо-Преображенской общины
о создании и укреплении православных общин и возрождении России
ГОСПОДИ Иисусе Христе, Сыне Божий! Дай мне силы, решимость, разумение, радение и смирение любить Тебя, ближних и Отечество наше разоряемое и помоги мне, Господи, не быть равнодушным к погибели детей и страны нашей Российской.

Боже! Дай мне верных, разумных, решительных, смиренно любящих и без страха радеющих об Отечестве друзей и сподвижников и сподоби мя, Господи, и самому быть таковым.

Боже! Будь со мною и со страною нашей Россией – Третьим Римом, и с моею семьею, и с моими друзьями и сподвижниками и помоги нам, Господи, объединить наши силы, и защитить семью и народ от растления, обнищания, и создать могучую Державу Россию.

Всемогущий Господи, даруй стране нашей Помазанника Божия – любящего и защищающего свой народ Царя-самодержца, без кого не сможем мы объединить наши силы и создать могучую Державу Россию.

И не дай мне, Господи, и сегодня быть в безделии и бездействии по делам Твоим, и помоги мне, Боже, быть в угождении Тебе, а не лукавому.

Святые угодники Божии, святитель Николае Чудотворче, благоверные великие князья Александре Невский и Димитрие Донской, преподобные Сергие Радонежский и Серафиме Саровский, праведный Иоанне Кронштадтский, святый страстотерпче царь Николае и все новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас и нашей православной общине, и дай нам, Господи, необходимую помощь в понимании и исполнении воли Твоей и возрождении Святой Руси на нашей земле.

Пресвятая Богородица, спаси нас и детей наших. Пресвятая Матерь Божия, моли Господа о России и помоги нам обрести и укрепить всенародное покаяние и веру в сына твоего Христа. Аминь.

Доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, священник Александр ПОЛОВИНКИН

Священник Александр Половинкин: Вера пробуждает совесть — защиту от грехов
Возрождение истинной православной веры и укрепление ее в народе сможет дать России нравственных и любящих друг друга людей, уверен автор новой концепции образования.

В каждой школе и вузе необходимо создавать свой храм, с которого начинается нравственное воспитание молодых людей. Такая концепция образования была выдвинута в Волгограде, на областной научно-практической конференции "Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся".

Как рассказал корреспонденту Агентства национальных новостей автор концепции профессор, священник Александр Половинкин, воспитание детей не должно сводиться только к получению определенного набора знаний "что такое хорошо и что такое плохо". По его мнению, такие знания не имеют внутренней духовной силы.

"Главная цель нашей образовательной и воспитательной программы состоит в том, чтобы помочь детям обрести крепкую веру, – сказал отец Александр, – ведь именно вера пробуждает и укрепляет в человеке совесть – главную силу защиты от грехов".

Как считают в православной общине Волгоградского технического университете, в котором курс "Православная культура" преподается уже 7 лет, без нового, нравственного и православного, воспитания в российском обществе только будут возрастать общая аморальность, духовное падение и опустошение россиян.

Не последнее место здесь занимает воссоздание института семьи, повышение ее авторитета в глазах молодого поколения. Поэтому, как утверждает Александр Половинкин, возрождение истинной православной веры и укрепление ее в народе сможет дать России нравственных и любящих друг друга людей, которые в свою очередь будут создавать крепкие и благополучные семьи – основу самостоятельной и сильной страны.

Разработчики новой программы предлагают педагогам не разделять своих учеников на верующих и неверующих, поскольку у всех учителей цель одна – повышение нравственного уровня учащихся.

Авторская программа по нравственному образованию и воспитанию основана на таких главных качествах педагога, как личная вера в бога, любовь, доброжелательное и терпеливое отношение ко всем утащимся. При этом сами занятия должны быть для детей доступными, понятными, интересными и полезными. По мнению авторов, это требование легче выполнять, когда учитель знает свой предмет и живет им.

"В отличие от других предметов, дисциплина "Православная культура" имеет свои особенности, – продолжает отец Александр, – во-первых, это предмет по выбору. Ученик и его родители сами решают, осваивать его или нет. Во-вторых, учитель имеет право отказать ученику в дальнейшем посещении его занятий, когда он недопустимо плохо себя ведет. Ведь такие ситуации нередко встречаются".

Александр Половинкин считает, что поскольку пока количество часов на это предмет достаточно ограниченно, на первом этапе он предлагает давать школьникам и студентам автономные модули по наиболее важным вопросам и темам, которые будут передавать им интересные и полезные знания и умения.

"Эти модули я составил на основе своего семилетнего опыта преподавания по православной культуре для первого курса, – рассказал АНН Александр Половинкин, – и хочу отметить, что на протяжении этого времени не было случаев отвержения студентами материала или каких-либо конфликтов. Многие студенты даже просили расширить программу, и теперь преподавание перешло во второй семестр".

А начинать надо, по мнению отца Александра, именно с создания храмов при каждом учебном заведении. Сегодня в России уже около 30 школ и вузов имеют свои храмы.

Вверх