Статьи и обзоры nachodki.ru

Православное обоснование трезвости

Православное обоснование трезвости

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Из доклада руководителя «Центра «Трезвение» во имя священномученика архиепископа Андроника Пермского» Шилкова Сергея Борисовича на неформальной региональной встрече представителей трезвенного возождения России г.Москвы и Московкой области, приуроченной к годовщине образования «Православного душепопечительского «Центра «Трезвение» во имя священномученика Андроника Пермского при Храме святителя Митрофана Воронежского» по благословению настоятеля храма протоиерея Димитрия Смирнова, в день памяти Усекновения главы святаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 2011 года.

«Более 100 лет тому назад, в 1909 году, в Государственной Думе Российской империи прозвучал парадоксальный для времени призыв: «Не надо социальных реформ, уничтожьте только алкоголь!» Звучит неразумно и несерьезно, не правда ли? С тем же успехом можно призывать к уничтожению оружия для искоренения преступлений и войн, к отмене денег для противодействия людской жадности.… Однако за этим лозунгом - один из важных этапов борьбы, которую долгие годы ведет богоносный русский народ в войне,ему навязанной, и ,которая сегодня, в начале ХХI века, им проигрывается.

Современное общество отдалилось от идеалов христианской трезвости. Последствия такого состояния тяжелы как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Именно поэтому все больше людей начинают осознавать, что утраченная трезвость - это главная причина многих бед и печалей, и принимаются искать способы вернуть ее себе, своим родным, близким и любимым людям. Сейчас немало говорят о необходимости духовного и нравственного возрождения, но совершенно очевидно, что процесс возрождения жизни , возрождения нравственных идеалов невозможен без восстановления порушенных традиций.

В Х1Х веке при церковных приходах были организованы первые общества трезвости в России. Почему при церкви? Потому что курение, пьянство, а теперь и наркомания, лудомания, токсикомания – страсти духовные, и врачуются они соответствующими же духовными средствами. Сергей Александрович Рачинский, основатель первых обществ трезвения, так сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: «православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием церкви возможно исцеление души человеческой от пороков».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский прислал на имя совета общества трезвости в Санкт-Петербурге свое благословение и солидное денежное пособие. Так дело трезвения с самого первого шага получило благословение церкви и одобрение святого праведного Иоанна Кронштадтского. “Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте – это будет заслуга перед Богом, Царём и Отечеством”, - писал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.

Вообще Церковь в лице своих пастырей занимала особый, самый горячий участок антиалкогольного фронта. Согласно данным, проповеди приходских священников были наиболее популярной мерой борьбы против пьянства. Но этим дело не ограничивалось. Составлялись и распространялись молитвенные чины об избавлении от пьянства, создавались приходские братства трезвости. О масштабе деятельности таких обществ свидетельствует, например, устроенный в мае 1913 года крестный ход, в котором приняли участие около десять тысяч человек. Летом 1912 года состоялся первый Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд был созван усилиями правящего митрополита Московского и Коломенского, ныне священномученика Владыки Владимира, который придавал особое значение искоренению пьянства в народе. 25 января 1918 года; годовщина его убийства стала сегодня Днем Памяти новых мучеников и исповедников русской земли, отдавших жизнь за Христа в прошедшем столетии.

В продолжение традиций, сложившихся в России еще до революции, возрождаются общества “Трезвости” и в наши дни. «Школа трезвения» во имя священномученика Андроника Пермского при Храме Святителя Митрофана Воронежского в Москве начала свою работу, по благословению настоятеля прихода, митрофорного протоиерея Димитрия Смирнова, в декабре 2010 года.

Задача, которую мы ставили в начале становления «Школы трезвения», это помощь страждущим преодолеть зависимость от винопития и табакокурения, впоследствии она (задача) стала шире, а именно – помочь людям встать на путь воцерковления.

Как мы решаем эту задачу. Прежде всего, молитвой, молитвой за ближнего. Когда близкие, родственники и все мы, слушатели «Школы трезвения», молимся каждый день за своих близких и родных. И конечно занятиями в «Школе трезвения», где уже непосредственно идет работа с людьми зависимыми от табака, алкоголя, наркотиков и других пристрастий. Единственное условие к нашим слушателям «Школы трезвения», это их желание, желание преодолеть свою страсть. Занятия, как правило, проходят один раз в неделю. На занятия приходят как сами страждущие, так и их родственники. Звонят, интересуются и спрашивают около 20-30 человек в месяц. Доходят до занятий 2-3 человека. Почему? Наверное, борьба! Очень серьезная борьба за душу каждого человека. Люди хотят получить помощь. Но хотят получить ее сразу, не прикладывая для этого усилий. А здесь нужно трудиться, нудить себя, прикладывать определенные усилия. Нужно приходить на занятия, выполнять домашнее задание, писать. Трудновато, если учесть, что алкоголь, табак, наркотик убивает, прежде всего, интеллект человека. Разрушает его душу. «Он не пойдет» - говорят родственники. А вы начните с себя – потрудитесь во имя спасения ближнего. «Зачем,- удивляются они,- я не пью, не курю». Но когда сами родственники приходят к нам, они начинают понимать, что проблема их семьи – это, прежде всего их личная проблема, и решить ее можно только в храме, только через исповедь, через покаяние.

Еще одна особенность заключается в том, что в «Школу трезвения» приходят люди в большей части не воцерковленные, не знающие как себя вести в православном храме: как подойти под благословение, как войти в храм, как правильно наложить на себя крестное знамение. И «Школа трезвения» становится первой ступенькой на пути воцерковления наших слушателей. Уже после первых занятий мужья приводить своих жен, мамы своих детей, дети своих родителей, приходят целыми семьями.

Какова же тематика бесед в «Школе трезвения»? «Основы православия», «Закон Божий», «Жития Святых», «Православная семья». Проводит беседы и отвечает на многочисленные вопросы слушателей духовник «Школы трезвения» о. Олег Орлов, дьякон о.Николай Михалев, а помогают им наши братья и сестры которые тоже готовят отдельные темы бесед. Так же проводятся специальные занятия по воздействию наркотиков (алкоголя, табака) на тело человека, на семью на общество в целом. Рассказываем об истории «винопития» на Руси.

Наше общение не ограничивается только беседами. Мы совершаем паломнические поездки по святым местам. Раз в месяц поздравляем наших слушателей, за чашкой чая, с днем Ангела. В непринужденной обстановке люди общаются друг с другом, поддерживают друг друга, обмениваются свои опытом. Как любим мы свои чаепития, как ждем их! А огромный жидкокристаллический широкоформатный телевизор с огромным количеством антиалкагольной и православной информации еще ждет своего применения в новом классе, благоустроенном попечением отца Настоятеля! Наш видеолекторий будет огромной помощью всем в борьбе за трезвение.

Вот сейчас рассказал вам и кажется что у нас все так хорошо, так гладко, замечательно. Нет! Есть у нас проблемы. И «штатных искушений» для каждого из нас тоже хватает. Мы спотыкаемся, падаем и снова встаем. Мы люди. И нам бывает трудно. Трудно бывает и духовно, и материально. «Листки трезвения», газета «Трезвение», занятия со страждущими, паломнические поездки все это проводится только на пожертвования слушателей школы, а хочется сделать больше.

Но несмотря ни на что, по молитвам Царицы Небесной, священномученика Андроника Пермского, нашего небесного покровителя, и отца настоятеля Димитрия Смирнова есть в Москве «Школа трезвения», а теперь и «Православный Центр «Трезвение». И может быть для немногих, одного-двух и будет это началом спасения. Так может ради этих единиц и стоит нести этот «крест – крест Веры, Молитвы, Покаяния и Добрых дел? »

Спустя девять лет со дня основания Татевского общества трезвости, Сергей Александрович Рачинский напишет своему другу, священнику А. Волынскому: «Многие из моих корреспондентов-священников прекращают свою деятельность в области трезвости ввиду незначительности на первых порах ее успехов. Никогда не мог понять этого. По крайнему моему разумению, всякий из нас, спасший от гибельного порока хоть одного из своих ближних, не даром прожил на свете».

Помощь близким людям начинается с преображения самого себя, помня слова апостола Павла: “Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает” (Рим. 14, 21).И если у близкого и родного тебе человека, не хватает внутренней силы изменить свою жизнь, нужно явить ему пример. Таким примером стал для нас наш батюшка о.Олег Орлов, духовник «Школы трезвения». Он, одним из первых, взял на себя такой подвиг, как принятия обета трезвости и получил право вести за собой всех остальных.

Архангел Гавриил, благовествуя Захарии о рождении Иоанна Предтечи, сказал: “…и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом, не будет пить вина и сикеры…” (Лк. 1, 14,15). Из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что абсолютное воздержание от вина дело богоугодное, ибо и Сам Спаситель сказал об Иоанне Предтече: “Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя” (Мф. 11, 11).

В обществе трезвения обращается внимание не только на воздержание от употребления спиртного как добродетель, но и на целостное развитие личности посредством православного воспитания и воцерковления. Жизнь наполняется новым содержанием, меняется система ценностей. Обновляется душа.

В «Центре «Трезвение» помогают советом, добрым словом, молитвой, встречаются с людьми, преодолевшими эту страсть. В нашей школе человек, осознав ужасное состояние своей души, решает задачи по изменению своей жизни. Здесь он делает первые усилия, направленные от невоздержания - к посту, от лености - к понуждению, от гордости - к смирению, от блуда - к целомудрию, от осуждения - к доброму общению, от разочарования и отчаяния - к надежде на Бога и к молитве. Каждый шаг на этом пути совершается по благодати и милосердию Божией под окормлением опытных духовных наставников.»

 

Из выступления духовного наставника Центра священника Олега Орлова

В начале выступления я хотел бы сразу оговориться, что в речи будут звучать термины и определения суть православные. Глубина их знания будет определять понимание того , что я хочу донести. Это конечно не вопрос одного выступления. Это годы усердного познания. Но и награда велика. Поэтому ни атеисты, ни иные «анонимные» исты, выпавшие их глубины мироздания, не смогут понять и принять ничего из того , что здесь будет говориться. К слову сказать, АА (Анонимные Алкоголики) делятся на две части: первая это убежденные Богопротивники, заменившие Живаго Бога некой «ведущей силой» (см. шаги №№ 2,3,6,11 Программы АА из « 12 шагов …») ,читай Сатаной, агностики, присвоившие себе и обезличившие ежедневную молитву, Митрополита Московского Филарета к Триединому Божеству,и АА которые из-за незнания глубины этого «учения» присвоили себе подобное непонятное название. Сплошная каша. Они анонимы для Бога или родных и близких? Они только алкоголики или в основе гордецы? Как корабль назовете так он и поплывет. А жаль. Конечно, не все однозначно из-за ограниченности человеческой природы понимания Законов Божьих , возможности передачи их словами, понимания глубины Божественного устроения мира, но давайте попробуем разобраться в сути тех проблем, которые мы с вами пытаемся решить и найти методы их изучения . Что такое Человек, Душа, Тело, Страсть, Грех? Что такое заповеди Божии? От полноты постановки диагноза и описания его правильными словами зависит назначение курса лечения, выбора лекарств, способов приема и исцеление. И нужно понимать что такое исцеление. Исцеление или излечение? Что спасительнее? В юриспруденции это называется «принцип «уяснения-толкования» правовых норм».

Мы говорим о трезвости. О здоровом образе жизни. О здоровой полноценной семье. О добрых детях. О добром ,честном, здравом прожитии своей короткой земной жизни и о добром переходе в жизнь вечную. Трезвости в полном смысле не может быть без трезвения. Иначе какой побудительный мотив может быть главным для, например, пьющего человека? Здоровье? Работа? Образование? Семья?. Но ведь при временном сохранении трезвости, купирования и ремиссии физических проявлений , как-то отсутствия запоев или принятия наркотиков на какой -то срок ,при достижении достигнутой цели , зависимость с большой долей вероятности возвращается. Это если рассматривать вопрос с бытовой и биологической точек зрения. Если же говорить о глубине вопроса и Исцелении, то нужно понимать, что это зависимость по сути есть греховная страсть по природе законов духовного Бытия. Тому много практических свидетельств, когда закодированные или , в силу каких- то иных обстоятельств временно оставившие свои губительные пристрастия, люди ,даже через десятки лет к ним возвращаются с удесятеренной силой и, часто, с летальным исходом. Более того, неисцеленная страсть имеет привычку переходить из одного проявления в другое. Затихшее пьянство, обусловленное неисцеленной гордыней перерастает в жестокосердие, сребролюбие, блуд и т д. А что лучше? Вопрос риторический и смертельный как те грехи которые он вызывает.

 

Из домашнего сочинения слушательницы

«Одиннадцатого сентября 2011 г. в нашем храме Митрофана Воронежского в г. Москве состоялся праздник трезвения. Это была замечательная встреча трезвенников Москвы, Московской области и других регионов России. Мы встретили более 150 гостей.

Для меня этот день стал вершиной, такой точкой, куда я смогла добраться с помощью Божией. Все это время, почти год существования нашей школы я понемногу собирала знания, опыт, которыми щедро делились с нами наши духовные наставники. Это опыт познания самой себя, опыт церковной жизни, соборной молитвы и многого другого.

Постепенно мы стали как бы одним целым организмом. И сегодня мне ясно видится, что то, к чему я не могла прийти сама, мы смогли прийти вместе. Двадцать три человека в этот день приняли обет трезвости! И принимая обет в четвертый раз, я испытала такое чувство, как будто принимаю его впервые. Необыкновенное светлое чувство охватывает душу, когда видишь, что это время явилось настолько плодотворным! Очень радует, что все больше страждущих мужчин, женщин и молодых людей решаются на отказ не только от принятия спиртного, но и от «других злых страстей», т.е. курения, блуда, сквернословия…

Встречая гостей слышатся обрывки разговоров: «Я курю, страшно было дать обет, а теперь такое чувство, что и не хочется…», «А я в прошлый раз обет брал на 40 дней, чудеса стали происходить в буквальном смысле. Работу сменил на такую, о которой давно мечтал. Теперь на год трезвой жизни решился…» И я подумала, как замечательно, когда мучимый страстями человек приходит в школу и в церковь сам, решается на смелый шаг, дать обет Богу и отказаться от губительной привычки. Мы все являемся свидетелями, что Господь посылает помощь и поддержку, и действительно происходят чудеса. И мы все вместе помогаем друг другу молитвами, советом. Читаем каждый день молитву по соглашению о духовном исцелении не только нас, наших страждущих товарищей и родственников, но и духовном возрождении всех православных христиан. Я иду более длинным путем, год назад мне казалось, что вот непорядок у меня в семье, убеждаю и прошу исправиться своих близких, а они не слышат. Все вертится, как в заколдованном круге, и выхода нет. Уговорю пойти их в церковь и священник скажет им как все-таки они не правы, его они послушают и все наладится… Какой же я была наивной!Только теперь, исповедуясь, причащаясь регулярно, стараясь следовать советам нашего духовного наставника о. Олега Орлова, стала меняться сама. Много над чем работать нужно и исправляться, чего-то уже достигла с Божией помощью. Конечно это только первые шаги, но путь одолеет идущий, как часто говорит нам отец Олег. Слава Богу за все! Сейчас на многое смотрю по- другому. Отношения в семье стали меняться к лучшему.Немалый путь пройден нами. Сначала неуверенными шагами шли мы по пути, которым вел нас отец Олег и наши наставники Сергей и Марина Шилковы. Сегодня сами уже имеем некоторый опыт, стараемся по мере сил помочь тем, кто только вступает на путь трезвения, не оставляем их без совета и поддержки.

Сегодняшний праздник, приезд наших гостей из Косино, Егорьевска, Сокольников, Измайлово, семейного клуба трезвости при храме всех святых на Соколе, г. Клин, г. Талдома, из Крутицкого подворья, храма Александра Невского в Кузьминках, храма святителя Николая на Озерце, организации «Русская здравность» и других регионов, говорит о масштабе движения трезвости в России. И это все такие же группы православного трезвения, которые идут сами и ведут за собою других.

Для нас это не только праздник, а яркое светлое событие, которое всем нам и нашим гостям показало, что мы не одни – нас уже много! Мы вместе сегодня делимся опытом и обретаем уверенность в том, что идем правильным, единственно правильным путем ПРАВОСЛАВНОГО трезвения!»

 

Из выступления духовного наставника Центра священника Олега Орлова

«Мы – православные христиане определяем природу и методы лечения (исцеления) болезней (страстей) по слову Божьему. Христианство – это прежде всего врачевание. Это исцеление человека от страстей, служащее для достижения в дальнейшем общения и единства с Господом. Исцеление происходит посредством Слова Божья и слов употребляемых при лечении и проповедовании(наставлении). Отдельно по направленности стоит Слово молитвы как средства общения с Богом Живым. И от того, какое это слово, в том числе, зависит результат общения с Творцом. Слово тварно. Слово материально. Молитва, как средство общения с Богом имеет два основных свойства, без которых она перестает быть молитвой. Это осмысленность и постоянство. Какая должна быть молитва? Хвалебная, благодарственная, просительная или покаянная? Знаем ли мы, что покаянная молитва должна всегда предварять просительную? Осмысленность-это определяемая нами действительная необходимость во Христе и словесное обозначение ее. Даже ученые дерзают определять ее как определенной частоты вибрацию имеющую свойство куда-то проникать и что-то творить. Пример колокольный звон .Хотя нам это не показательно .

Русский, а еще вернее славянорусский и церковнославянский язык в отличие от всех иных наречий, является благовествующим Евангелие. Нужно очень хорошо изучать этимологию и толкование церковно-славянских слов, и тогда все законы духовного развития земного человека встанут перед нами во всей красе, полноте и многообразии. Ну, например, Человек. (Человек.) Счастливый. (С Частицей Тела Христа). Несчастный. (Не имеющий Частицы (не причастившийся)). Причастившийся. (Принявший Тело и Кровь Христа.). Богатый (С Богом). Нищий (Не ищущий Христа). Бедный (обуреваемый множеством бед). И т.д. Словесные корни незримого Древа языка сотворены Отцом, а все, данное нам от Сына: святая вера, богословие в Кроне. Но ведь сказал Сын: Отец Мой более Меня. И западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая их обрезание и растление. А землю русскую заполоняют бес-корневые общечеловеки, подменяя Божий народ, в чем огромную помощь оказывает подмена понятий и медицинских терминов на которых наживаются миллиарды долларов фармацевтических фирм, гарантирующих исцеление и оправдывающих его отсутствие в последующем.

Если бы мы знали латинский язык, то понимали бы, что (СПИРТ, спирта, мн. (спец.) спирты-спирты, ·муж. (от ·лат. spiritus - дух) и спиритизм (колдовство) однокоренные слова означающие общение с духами (бесами) и принятие в себе духа вина (спиритус вини). Бесовщина. Ясна суть болезни и природа происхождения. Понятен путь лечения. Методы духовного врачевания определены Словом Божьим и святоотеческим наследием. Но не остается места фармацевтам с их наживой на людском горе и страданиях.

Нет силы разрушительней чем бес-корневой язык. Он помрачает веру, погашает инстинкт самосохранения и заменяет здравый рассудок самоубийственным. Напомню, что эсхатология, как наука о последних судьбах мира и человека на земле, и по смыслу означает «конец слова». В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1,1). По исследованием адмирала Александра Семеновича Шишкова - Президента Российской академии наук при государе Николае I, СЛОВО (члово, логос. Греческое логос имеет в себе корень сл. Особливо если средний слог го переставить наперед, то выйдет славянское голос, которое с названием слово имеет ту смежность, что слово без голоса не может быть произносимо.

Речение в молитве услыши глас мой значит услыши слово мое.

В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название славяне из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди.

В этой связи толковый смысл слова «страсть» определяется как «сильное желание чего-то запрещенного» (Гал.5.24,Кол.3,5), «страдание, мучение» (Рим.8,18, 2 Кор 1,7.Фил.3,10) «бедность, жалкое состояние» (Псал.11,6). Какая дивная последовательность! Желание чего-то запрещенного (Богом!) - страдание, мучение – бедность (Душа мятущяяся!), жалкое состояние (Епитимья, вразумление!). А «странноносец» определяется в двух значениях, как «претерпевающий или претерпевший страдания» и как «победоносец, получающий награду на ристалище». Мы, братья по трезвости, можем быть определены как «страстьники»-сострадальцы которые страждут вместе. Это удел всех земных. Вопрос лишь в осознании своих страстей. В отличие от АА, определивших себя в этой жизни как ущербные и искалеченные люди, до конца жизни носящими диагноз «пьяница» и держащимися за руки в своих кружках, мы, подверженные страсти в сегодняшней форме алкоголизма, наркомании, табакокурения, игромании и иными, борясь с грехами, пораждающими их, не дав им перерасти, встав на путь трезвения и победив эти страсти, становимся «победоносцами, получающими награду на ристалище». А у Господа венец победителя и право войти в Царство Небесное! Исцелившиеся выше неболевших! По трудам и награда. Много у святых отцов про скорби, которыми мы исцеляемся и спасаемся. АА не может, а православный трезвенник – «страстьник» не хочет пить!

Кстати слова кабала, кабак и каббала и кабель (теле-аудио) являются однокоренными, уничтожающими в людях Бога. Представляются они из разных языков, но только корневой русский язык их объединяет в раскрытии бесовской сущности.

 

Кабалистика

1.Средневековое религиозно-мистическое учение, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, ислама, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство).

|| устар.

Тайные знания, магия.

— У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? Пушкин, Пиковая дама.

2. перен.

Нечто, имеющее свой особый смысл и непонятное для непосвященных.

Толстый том — бортовой журнал одного из последних космонавтов со схемами. расчетами, диаграммами, сложнейшей кабалистикой математических символов, цифр. Нагибин, Фотография.

[От др.-евр. kabbālāh — полученное по преданию учение]

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

кабала

1. ист.

Долговое обязательство в древней и Московской Руси (с 16 в. в письменной форме), ставившее заемщика в личную зависимость от заимодавца.

Заемная кабала. Закладная кабала.

2. ист.

Особый вид рабства на Руси в 14—16 вв. — пожизненная зависимость, основанная на долговом обязательстве.

3. Полная, крайне тяжелая экономическая зависимость эксплуатируемого человека.

Попасть в кабалу.

 

Что такое кабала, — русский мужик слишком хорошо знает! С научной же точки зрения это понятие объемлет все те сделки, в которых есть элемент ростовщичества (зимняя наемка и т. п.) или крепостничества (отработки за потравы и проч.). Ленин, Аграрная программа русской социал-демократии.

||

Полное порабощение, полная зависимость от кого-л.

[Парень] все-таки вырывается, но попадает в новую кабалу и зависимость и в итоге — искалечен душевно и физически. Фадеев, Письмо А. М. Горькому, 25 авг. 1932.

Ванька Губан держит ребят своего корпуса в кабале, беспощадно расправляется с ослушниками. Авдеев, Конец Губана.

2)

-ы́, ж.

То же, что кабалистика.

Господь явил нам несколько истин в притче о добром самарянине. Этот, последний, увидев человека, попавшего в руки разбойников, которые избили его и оставили полуживым, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (Лк. 10,33-34). Христос исцелил раненого человека и привел его в гостиницу, то есть в лазарет (чудо по Лазарю воскресшему, тогда как больница-«боль»), которою является церковь. Христос здесь изображен как врач, исцеляющий немощи человека, а Церковь как лазарет.

 

Очень характерно, что святитель Иоанн Златоуст, разбирая эту притчу, обращает внимание на то, что человек спустился «из небесного жительства в жилище диавольского обмана» и «попадается разбойником, то есть к Диаволу и его сопротивным силам». Раны, которым он подвергся, - это различные грехи. Что такое грех? По слову Божьему «грех» - беззаконие. (1 Иоанн. 3,4. 3 Цар. 16,13.). Нарушение воли Божьей. Про какие законы идет речь? Да про те, которые определены 10 заповедями, которые дал Господь Моисею на двух скрижалях на горе Синай.

Как говорит Давид: «Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего». (Пс.37,6). Ведь «всякий грех создает рану и увечье». Самарянин - это Сам Христос, Который сошел с небес, чтобы излечить израненного человека. Он возлил на раны масло и вино, «поскольку, сочетав Святой Дух со своею кровию, оживотворил человека». И вино здесь есть исходный материал для преложения в Кровь Спасителя в таинстве Евхаристии. По другому толкованию, «Он приносит масло, то есть утешительную речь, и «возливает целительное вино - учение, собирающее рассеянный ум». Вино-учение. Он посадил его на собственного осла, то есть, «приняв плоть на плечи Своего Божества, вознес ее к Отцу на небеса». Затем, добрый самарянин, Христос, привел человека «в великую, чудную и просторную гостиницу, в сию соборную церковь». Он отдал распоряжение его содержателю гостиницы, то есть апостолу Павлу, «поскольку Павел говорит архиереем, учителям и служителям каждой из церквей: «Заботься о людях из числа язычников, которых вручила тебе Церковь. Поскольку люди израненные грехами, немощны, исцели их, наложив пластырь, то есть пророческие глаголы и евангельские поучения, вылечи с помощью наставлений и утешений Ветхого и Нового Завета…». Таким образом, Согласно Иоанну Златоусту, именно Павел утверждает Церкви Божьей», исцеляя всех людей духовными наставлениями, всем полезное подавая…».

Из этого толкования Иоанна Златоустого ясно видно, что Церковь есть врачебница, которая исцеляет человека от греха, а епископы и священники, подобно апостолу Павлу, являются врачевателями народа Божьего.

Эти истины явствуют и из многих других мест Новаго Завета. Господь сказал, что не здравые имеют нужду во враче, но больные (Мф.9,12). К тому же Христос, Будучи врачом душ и телес, исцелял всякую немощь души и тела: И ходил ….исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях…, и приводили к нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их (Мф.4,23-24).

Богословие (Слово Бога и Слово о Боге) не является отвлеченной теорией или практикой, как логика, математика, химия или астрономия, но, напротив, носит характер борьбы, подобно военному делу или медицине. Ведь военное дело изучает врага, его способы обороны и нападения, его вооружение и его характеристики, а медицина ведет борьбу против телесных недугов ради здоровья, ища различные средства к его восстановлению. Дух от нас не зависит, война-душа, медицина-тело».

 

 

Из домашнего сочинения слушателя

« Когда я осознал, что пьянство стало для меня и моей семьи проблемой, пытался справиться с этой проблемой различными методами. Это - «эспераль», «эмизол», «кодирование», что естественно не приносило никаких результатов. На тот момент жизни я уже начинал потихоньку воцерковляться. Мелкими шагами, спотыкаясь, падая и вставая, шёл период духовного возрастания. Промыслом Божьим в моей жизни встретились люди, которые пригласили в школу. И открылись глаза, и был результат. Занятия произвели на меня большое впечатление, сознание менялось, ощущение свободы от зависимости приносило радость. Удивляло то, что мысли об алкоголе не было совсем. Жадно прочитывался любой материал, касающийся трезвости. Но всё то доброе, что мы в жизни обретаем, достигается нашим трудом. Наверное, на какой – то момент я перестал трудиться. Результатом стал срыв. Теперь рядом со мной дорогие мне люди, если я не знаю, как поступить, то они направят.

Цель школы – не борьба с пьянством, а утверждение трезвости. Человеку даётся информация, а он решает, как дальше жить. В общем, перефразируя слова известной песни: «Думайте сами, решайте сами дуреть или не дуреть».

Из выступления духовного наставника Центра священника Олега Орлова

«Берущийся за дело трезвения и не знающий приемов врага и совершенства во Христе, не только не в состоянии сам сражаться с врагом ради своего совершенства, но и не пригоден для наставления и лечения других. Это все равно если бы хирург назывался мясником а гадалка - врачом. Психолог(психология-наука о душе) не являющийся Богословом и при этом пытающийся изучать Душу, ему непонятную, уподобляется ученому измеряющему длину радиоволны в воздухе металлической линейкой.

Итак, дело Церкви - врачевание. Врачевание страстей. Грех рождает богомерзкий помысел. Помысел материализуется в богопротивном действии через тело человека. Богопротивные действия длящиеся во времени рождают пристрастие передящее в страсть. Триединый человек (Дух, Душа и Тело), перестает быть триединым в Боге. В итоге: Дух сокрушенный(грехом),Душа мятущаяся, угнетенная страстью, Тело многоболезненно и уязвлено (ибо нарушение работы одного из органов, влечет за собой нагрузку и нарушение работы других органов).

Инстументарий врачевания: Слово осмысленной и постоянной молитвы и пост как средство достижения «молитвы хрустальной».

Мы видели, что молитвы бывают просительные, хвалительные, благодарственные и покаянные. Отдельно стоит деятельная молитва(крестный ход и паломничество, понуждение себя прийти в Школу в воскресный день или в Храм). Отдельно стоит молитва» за други своя»(по соглашению). Отдельно стоят обетные молитвы и обещания. Обет - это добровольное обещание Богу посвятит ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом. Бог показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. «…Делайте и воздавайте обеты Господу Богу Вашему» (Пс 75,12), «Аще обещаеши обет Богу, неумедли одати его» (Еккл. 5,3).»

 

 

Из домашнего сочинения слушательницы

«11-е число, цифра одиннадцать. Всегда считала её для себя антиподом цифры 7. 11 мая умер мой любимый дедушка. Считала одиннадцатое число месяца всегда тяжелым днём.

11 сентября 2011 года. Задолго до этого дня начали готовиться к празднику в школе Трезвения во имя священномученика Андроника Пермского. Составляли программу, оповещали гостей, продумывали всю организацию праздника.

Лично я, вместе с мужем, готовилась к исповеди, к принятию Святых Христовых Таинств, к принятию обета трезвости. И уже не было оглядки на цифру 11. Уже это ушло куда-то на 2-3 план. Было стремление, была большая цель, были и искушения. Чем ближе приближался этот день, тем тяжелее становилось готовиться, появлялись новые препоны, новые искушения. И к утру 11 сентября добралась я внутренне в полной растерянности. Слава Господу, не отступила от подготовки. И для праздника в школе подготовила то, что поручили.

Утром поехала на службу в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке на исповедь к о. Олегу. Решила положиться на волю Божью и на решение батюшки. После исповеди, батюшка благословил на принятие Христовых Тайн и на принятие обета трезвости, да ещё и на год!

С этого момента в душе начался праздник: и батюшка, который службу вёл – замечательный, и все знакомые по школе Трезвения – удивительные люди, и то, что дождь за окном льёт уже вторые сутки, тоже замечательно – благодать Божья. И уже совсем не вспоминалось что спала ночью всего 5 часов. Только одна мысль огорчала – что мужа не было рядом в Храме. Закончилась служба. Отец Олег отслужил молебен с Акафистом к Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша» так, как он любит (больше часа молебен был). Поехали в Храм Митрофана Воронежского в нашу школу встречать гостей.

Несмотря на проливной дождь, гостей на праздник съехалось много. В этот день планировалась и встреча с настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы протоиереем Дмитрием Смирновым. Праздник начался с молебна в храме Митрофана Воронежского с чтением акафиста Пророку, Предтече и Крестителю Христову Иоанну. Людей в храме было так много, что приехавший о. Димитрий не смог войти внутрь храма. Акафист читали и пели вместе «с листа», в первый раз. И прочитали не плохо. После акафиста, принимали обет трезвости кто на 40 дней, кто на год. Кого как благословил о. Олег Орлов . После молебна перешли все в трапезную. Хоть в этот день был праздник со строгим постом, на столах было много постного угощения: и пироги постные, и шарлотка яблочная постная и фруктов много. Подкрепиться было чем. Праздник открыл руководитель школы Трезвения Сергей Борисович Шилков и предложил всем школам, организациям трезвенническим представиться. Чтобы мы смогли познакомиться, запомнить соратников. Вот так и представлялись по очереди до самого вечера. И времени не хватило. Конечно, и выступления руководителей школ запомнились, и замечательное пение профессионального православного барда и звонаря Евгения Фокина легло на сердце. Отец Дмитрий Смирнов поздравил всех собравшихся и благословил на дальнейшую работу. Самое главное, что я поняла после нашего праздника, это то, что трезвенническое движение в России набирает силу, разрастается. И сейчас уже ставится цель организовать ячейки трезвеннического движения при каждом храме, при каждом приходе.Домой ехали уставшие, но довольные. И муж уже был рядом (приехал на праздник). Вот так число 11 перестало быть для меня числом с отрицательным знаком.»

 

Из выступления духовного наставника Центра священника Олега Орлова

«В практике нашего лечения мы применяем все многообразие, данное нам Творцом. Просительные молитвы мы творим в молитве по соглашению при совершении утреннего молитвенного Правила. Просительные и хвалительные молитвы мы творим при совершении еженедельных молебнов с Чином малого освящения воды и чтением Акафиста перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».Покаянные молитвы творим перед Святым Причастием, ежевечернее и по благословению за епитимью. Самые подготовленные из нас по благословению духовника Олега Орлова дерзают давать обеты Богу.

Теперь рассмотрим отдельные вопросы, определяющие смысл наших действий. В Богословии под лечением души в первую очередь понимается лечение и освобождение ума. Праотеческий грех-это удаление человека от Бога, утрата Божественной благодати, ведущая к ослеплению, помрачению и смерти ума. Ум-это образ Божий. По святым отцам, к Богу ведут три пути. Первый из страха наказания, страха смерти. Такие христиане рассматриваются как рабы. Другие из желания войти в Царство Небесное. Такие подобны наемникам. Третьи из любви к Богу. Такие есть дети возлюбленные. От подготовки человека , его индивидуальных психологических качеств ,рода занятия и т д ,выбираются отдельные методы работы, которые не освобождают от общего делания .Обязательна работа с членами семьи и домочадцами, которые должны помочь и молитвой и деланием помочь человеку прийти в разум. »

 

 

Из домашнего сочинения слушателя

 

«1. Как я пришел в школу Трезвения?

В школу трезвения мы с женой впервые пришли в январе, т.е. в самом начале ее деятельности, по приглашению наших друзей. Пришли первый раз из любопытства и послушать Евгения Фокина. А в марте уже принимали свой первый обет трезвости. Отказался от алкоголя я за несколько лет до начала работы нашей школы, но у нас есть зависимые родственники, и мы решили принять участие в молитве по соглашению. Была такая мысль: своим примером и общей молитвой помочь "протрезвиться" если и не своим родным, то хотя бы тем, кто пришел вместе с нами.

2. Что мне дала школа Трезвения?

Благодаря катехизаторским лекциям диакона Николая Михалева я фактически открыл для себя православие.

Первое, что я понял - мы пришли спасать своих близких, а спасаемся сами.

С января месяца вместе с молитвой по соглашению стал ежедневно читать утреннее и вечернее правила.

Благодаря школе, где собираются близкие мне по духу люди, я перестал чувствовать себя в компаниях изгоем, "зашитым". Как я бросил пить? Очень просто: я сказал себе, что я больной человек и мне нельзя пить совсем. И только теперь до меня дошло, что трезвость - это нормальное состояние здорового человека. Болен тот, кто не может и не хочет жить без алкоголя.

Еще в школе я понял, что трезвение - это не только отказ от алкоголя и табака. Это признание своей зависимости от любой страсти, привычки и попытка освободиться от нее. И что преодолеть зависимость самому невозможно. Своими силами мы можем одержать лишь кратковременную победу. На долго нас не хватает. А отказываясь от своей воли и предавая себя на волю Божью, уповая на Бога, мы получаем то, что называется освобождением. Никакого усилия, а все получается. Благодаря школе я уже год не курю, хотя до этого бросал много раз.

И постоянное духовное напряжение, бодрствование, внутренний самоконтроль, "стояние перед Богом" - необходимое условие для освобождения.

Человек постоянно меняется, это естественный процесс. Вопрос - в какую сторону? Мне кажется наша школа как раз задает то направление, в котором и надо меняться.

Но есть и негативные последствия от моего посещения занятий. Неожиданно выяснилось, что, итак далеко не простые наши отношения с женой, окончательно зашли в тупик, хотя мы до этого вместе ходили на богослужения, исповедовались, причащались, читали святоотеческую литературу и вместе принимали первый обет трезвости...

 

3. 11 сентября. Была тревога за то, что на встречу придет несколько наших старых знакомых из Косинской школы, посидим, чайку попьем и разойдемся. Слава Богу, все прошло не хуже, чем в феврале в Озерецком или в мае в Косино. Зал трапезной был забит полностью. Правда, малова-то было священников.

Неформальная встреча, без каких-то подготовленных докладов, выступлений, протоколов, голосований и решений прошла очень информативно и интересно для всех присутствующих. Не было скучных и равнодушных лиц. По моему ощущению - собрались старые добрые друзья обсудить свои семейные дела, а на самом деле было много новых людей и тема всех выступлений одна - преодоление зависимости, т.е. спасение. Очень душевная атмосфера встречи при полном отсутствии спиртного.

Храни Вас, Господь!»

 

Из выступления духовного наставника Центра священника Олега Орлова

«Св.Иоанн Лествичник указывает, что лекарство для одного человека может оказаться ядом для другого». Что иногда бывает врачевством для одного, для другого бывает отравою; и иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не вовремя же бывает отравою».

Кроме того, для исцеления души необходимо ощущение болезни. Самопознание является одной из первых ступеней лечения. Зачастую сами больные не хотят обращаться к врачу в силу тех или иных обстоятельств, а главное гордыни, которая их обуревает. И тут нагрузка за исцеление на первом этапе ложиться на домочадцев, которые должны не только стенать и рыдать, а начать трудиться, и просить Господа в молитвах за болящего, чтобы Господь помог наставить его на путь исцеления. Что невозможно людям в мгновение ока подвластно Господу. Сила Господа в нашей немощи совершается. А вот к этому, многие ожидающие исцеления оказываются не готовы.

По слову митрополита Иерофея(Валахоса) только ощущения немощи недостаточно. Непременно требуется врач-целитель, и этим врачом является священник, который прежде сам исцелился или по ,крайней мере, старается исцелиться от своих собственных немощей. Тот , кто преодолел козни Диавола, может дать и верные наставления своим чадам. Тот кто познал великое сокровище, которое называется духовным здравием, может помочь исцелиться другим. Тот , кто обрел собственный ум, может помочь обрести его другим. Преп Фалласий говорил»Врач-ум, себя уврачевавший, и тем, чем сам уврачевался, других врачующий».

Слова Преподобного Иоанна Синайского о том, что следует делать священнику, чтобы быть врачевателем, чрезвычайно характерны. «Стяжи и ты, о достопочтенный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительное зелие, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство? Никак не можем, а между тем мзда врачам дается не за слова, а за дело.

Пластырь есть врачевство на страсти видимые, или телесные, а приемы лекарства внутрь- врачевство противу страстей внутренних и очищение от невидимой скверны.

Порошок есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения. Глазная примочка есть очищение душевного ока, или ума, смутившегося от движения гнева.

Питие врачебное есть выговор огорчающий, но скоро врачующий болезнью

Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя .Кровопускание есть сильное и жесткое нападение на недугующих для их спасения.

Под губкою разумеются кроткие, тихие и мягкие слова, которыми врач как бы отирает больного после кровопускания или резания.

Прижигание есть определенное наказание, или епитимья, для покаяния человеколюбиво назначаемая на время, а мазь есть предлагаемое больному или приятное слово, или приятное утешение.

Усыпительное зелие - значит принять на себя бремя послушника и чрез его повиновение подать ему спокойствие, сон бессонный, святую слепоту, чтобы он не видел своих добродетелей.

Перевязки означают расслабляемых и ослабленных тщеславием утверждать и укреплять терпением до самой смерти.

Наконец, нож, есть определение и приговор об отсечении от общества члена, умершего душою и согнившего, чтобы он не передал другим своей заразы.

Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие; ибо без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии воскресят всякую умершую душу»

Священник-врачеватель предлагает своим духовным чадам и определенное православное лечение- путь православного благочестия. Во первых - подвижничество. «Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии, истребляет надлежащую страсть .(Преп.Фалласий).Преподобный Никита Стефат, ученик преподобного Симеона Новаго Богослова, описывает такое подвижничество. У человека пять чувств, потому и подвигов пять: бдение, богомыслие, молитва, воздержание и безмолвие. Подвизающийся должен подчинить свои пять чувств этим пяти подвигам, то есть зрение-бдению, слух-богомыслию, обоняние-молитве, вкус-воздержанию, а осязание-безмолвию. Когда он достигнет такого подчинения, то «скорее очистит ум свой и , утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным».

А каждый близкий и родной страждущему, и желающий его исцеления, должен твердо и безоговорочно уяснить- начни с себя исполнение Законов Божьего устроения , начни трудиться и начни молитвенно плакать о своих грехах и за близкого своего. Другого пути излечения, исцеления, кроме трезвенности –нет!»

В своем обращении к своим духовным чадам, Владыка Андроник Пермский, наш небесный покровитель, через столетие обращается к нам :«Кто знает-не благословит ли всякому из вас Господь хоть одного привести в разум и раскаяние перед Богом «…». И смотрите: от одного к другому передаваясь, такое святое дело воодушевит многих на добро перед Богом. Так обновятся люди один от другого. Так постепенно обновиться и весь Русский народ. Вот и близко будет спасение народное, ибо ради нашего приближения к Богу и Он Сам к нам приблизится. И воскреснет погибающая в прах и пепел Россия родимая! Храни Господь и нашего батюшку- протоиерея Димитрия Смирнова на многая и благая Лета!»»

Конец и Богу нашему Слава!http://trezvenie.org/trezvenie/ideology/pravoslavie/full/&id=1163

 

Вверх