nachodki.ru интернет-магазин

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Мне очень давно не дает покоя вопрос: как можно молиться утром и вечером, если я не часто хожу в храм, только иногда после работы, никогда не посещала службу в воскресенье, не соблюдаю постов? В интернете встречается выражение "не бывает духовной жизни в пол силы" и мне иногда страшно сделать что-то не так. Летом нашла в православном календаре такую молитву: "В руки Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и жизнь вечную даруй мне. Аминь." И тогда начала читать на ночь эту молитву. Но со временем стала чувствовать, что нужно молиться как-то и утром. Ведь существует утреннее и вечернее правило, но я очень боюсь, что начну читать и потом по какой-то причине могу бросить. Нашла правило Серафима Саровского, выучила те молитвы, которых не знала, чтобы можно было молиться в темноте и не смущать близких, и по этому правилу молюсь утром и вечером, но иногда стала замечать, что насильно заставляю себя молиться. Но очень не хочу бросать..

Татьянушка, мир вам!

Вы сетуете, что мало ходите в храм и из-за этого вам не надлежит читать молитвы.

Читайте и молитесь, и Господь дарует вам возможность бывать в Храме чаще, и исповедываться, и причащаться.

Перед началом чтения три раза прочитай молитвенные слова: Господи помилуй, Господи благослови. И когда ум ваш рассеется, ваше внимание к молитве пропадет, опять эти слова молитвы повторите не менее трех раз. И так все время вашей молитвы.

Молитвенное правило христианина состоит из утренних молитв (утреннего правила) и вечернего правила - молитв на сон грядущим, - которые есть в Молитвослове.

Особенное собрание молитв прочитывается готовящимся ко Причащению Святых Христовых Таин, и называется «Правилом ко Святому Причащению».

Молитвы эти составлены святыми отцами, жившими во Святом Духе, это богодухновенные, живые, исходящие из глубины верующего сердца слова, и чтение их помогает нам научиться правильно молиться.

Св. Феофан Затворник объясняет: «И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам.

Моя мысль такая, что новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное.

Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы».

"В молитвенниках наших помещены молитвы святых отцов — Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В молитвах их движется великая сила молитвенная, и кто всем вниманием и усердием приникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы".

В утренних молитвах мы благодарим Бога за минувшую ночь и просим Его благодатной помощи на грядущий день.

«Молитвы на сон грядущим, - пишет св. Игнатий (Брянчанинов) - напоминают нам преселение наше в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них».

Иногда спрашивают, почему молиться надо только два раза в день – утром и вечером? К примеру, когда занимаешься с детьми, готовишь или убираешься, то молиться может быть легко и радостно, но как только встаешь перед иконами – все, как отрубает.

Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит — непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее — другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, — ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных дорожных пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

Или за рулем едешь можно и диск ставить с молитвами. Можно относиться к этому очень жестко, думая при этом – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

Очень многие, особенно, новоначальные «молитвенники», прикрываются молитвенным Правилом Серафима Саровского. Просто помрачение какое-то. Причем ссылаются при этом на благословение священников.

- Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Можно напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал им о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

С любовью о Господе нашем Иисусе Христе иерей Николай
Вверх